Заучивание скороговорки цель. Как развивать речь детей с помощью скороговорок. Правильная речь: функции скороговорок

План - конспект занятия по теме «Скороговорки»

Составитель: Алхасова Афина Уразалиевна

Педагог дополнительного образования

Цель занятия: Формирование представления о скороговорках - как основы развития дикции.

Задачи:

Развивать дикцию на материале скороговорок;

Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Воспитывать речевую культуру.

Возраст детей – 8-9 лет.

Количество учащихся - 12

Форма проведения : занятие – игра

Оборудование для педагога :

Компьютер;

Фонограммы для музыкального сопровождения

Оборудование для детей :

карточки с текстом для упражнения «диктор;

карточки со скороговорками, разбитыми на части;

индивидуальные папки с речевым и песенным материалом; рабочие тетради «Театр. 4 класс» И. Генераловой.

Структура занятия

I. Вводная часть. Организационный момент: приветствие. Игра «Слушай хлопки »: создание положительного эмоционального настроя, активизация слухового внимания. Знакомство учащихся с темой занятия. II. Основная часть занятия: формирование представления о хорошей дикции с помощью скороговорок. 1. Разминка – подготовка тела к процессу звукоизвлечения, разогрев тела с макушки до пальцев ног. Объяснение техники выполнения упражнений. 2. Дыхательный комплекс – формирование представления о навыке дыхания в сценической речи. Тренировка «фиксированного выдоха», «длинного выдоха». Объяснение способов выполнения упражнений комплекса. 3.Освоение комплекса артикуляционной гимнастики, включающее упражнения для языка, губ, челюстей. 4. Голосообразование - формирование свободного течения звука (полётности), интонационной выразительности и силы голоса. ∆ Пение гласных звуков, «Чудо-лесенка»- пение звукоряда по ступеням вверх; Песенка «Козёл и коза» (украинская шуточная народная песня) исполняется приемом отстроченного пения - канон, по группам. Речевое упражнение «Озорные барабанщики» - развитие ритма, артикуляции и дикции. 5. Формирование представления о дикции на материале скороговорок. Упражнение «Стенка на стенку», «Сказочное телевидение». 6. Задание - Собрать 9 скороговорок. Формирование навыков коллективной работы, закрепление изученного материала на занятии. III. Заключительная часть – рефлексия. Проверка реализации поставленных задач и достижения цели с помощью: устного опроса; текущего наблюдения.

Ход занятия

«Приветствие»

Послушайте, как мы сегодня будем приветствовать друг друга.

Здравствуйте, ребята! (Произношу нараспев, мелодично. Дети поют в ответ: Добрый день!)

Рада вас видеть, надеюсь, у всех хорошее настроение.

Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, я попрошу вас быть предельно внимательными. Упражнение «Слушай хлопки»

Повторяйте за мной ритмический рисунок (по группам, хлопками). Молодцы, все справились.

Теперь я могу сообщить тему нашего сегодняшнего занятия: «Скороговорки».

(произношу название темы неразборчиво).- Я надеюсь, что вы меня поняли…. Почему? (дети подсказывают, что я говорила с плохой дикцией).

А что такое дикция? (ответ: дикция - это чёткое, ясное произношение слов, фраз).

Нельзя себе представить хорошего актера с плохой дикцией. Каждый человек, который хочет быть успешным, должен обладать хорошей дикцией. Поэтому мы сегодня изучаем скороговорки, так как- это лучший способ развить сценическую речь (К.Станиславский). (Вывожу тему занятия на экран)

Скороговорка - это короткая фраза со сложной артикуляцией для тренировки дикции и произношения.

А начнем мы с разминки, ведь разминая мышцы, мы «будим» свой голос.

Разминк а под ритмичную музыку.

Разогреваем суставы. Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

«Потолок – пол». Опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад.

«Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно.

«Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз, сбрасываем пиджак рывками. Движения в обратном порядке – надеваем пиджак.

Дыхание . - От того, как дышит актёр, чтец, как он пользуется своим дыханием, зависит красота, мелодичность голоса. Упражнение «Пушинки». Сделать 3 коротких выдоха «пф», «пф», «пф», а затем длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика. -Для произнесения долгой фразы мы будем пользоваться дыханием на диафрагме: вдох- руки через стороны вверх, выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два –Егорка, три – Егорка, …» до счета 15. Артикуляционная гимнастика. - Невозможно четко говорить вялыми губами или малоподвижным языком. Начнем артикуляционную гимнастику (под музыку): 1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки» - Отлично! Вот теперь я уверена, что ваш голос зазвучит выразительно, объемно, звонко! Переходим к голосовым упражнениям. Упражнения для развития голоса : стр. 10 (рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс).

Произнесите гласные звуки И - Э – А – О– У – Ы с разной интонацией и ударением по группам.

«Чудо-лесенка»,- споем по цепочке; аккуратно «поднимаемся по лесенке, не спотыкаясь». Песенка-канон «Козёл и коза»- пение по группам.

Речевое упражнение «Озорные барабанщики» - цифры 1 и 2 – по группам, а цифру 3 – единым «ансамблем барабанщиков».

Работа над скороговорками.

Как правильно учить скороговорку? (ответы детей)

шаг 1:

шаг 2:

Шаг 3: Произнесите текст четко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5:

Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата». Выучиваем пошагово, затем работаем по группам: 1 группа говорит первую половину скороговорки, 2 группа – вторую половину, по цепочке.

Нужно говорить четко и без ошибок, передавая мяч. Определяем победителя.

Скороговорка «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ». Работаем в группах.Дети делятся на две группы, скороговорка также разбивается на две части. Детям предлагается произнести скороговорку «в предлагаемых обстоятельствах» с разной интонацией: по секрету - равнодушно, ругать - оправдываться, просить - не разрешать, с соответствующей мимикой.

- подберите нужную интонацию голоса. диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках… глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. .. сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп- кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп…

Сейчас мы проверим, кто лучше знает скороговорки. Они у меня в руках, но только в «разобранном виде».

Упражнение «Кто быстрее соберет скороговорки?». Оценка выполнения задания (по 9 знакомых скороговорок) каждой группой.

Итоги занятия. 1. Как добиться хорошей дикции? 2.Расскажите, как правильно учить скороговорку. 3. Почему изучение скороговорок необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?

Дидактический материал к занятию

Упражнение «Слушай хлопки»

Детям предлагается повторить за педагогом определённый ритм, с постепенным усложнением ритмического рисунка.

Разминка.

Исходное положение - стоя. Активно прогреваем ладони - трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем круговыми движениями растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. Постепенно сгибаемся до нижней точки наклона. Заканчиваем упражнение, медленно поднимаясь вверх.

«Потолок – пол». Очень медленно опускаем голову как можно ниже, затем также медленно как можно дальше откидываем ее назад. Всего 8 раз. «Метроном». Медленно дотягиваемся ухом то до левого, то до правого плеча попеременно. Всего 8 движений. «Снять пиджак – надеть пиджак». Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз – надеваем пиджак. По 8 движений.

Упражнение «Пушинки». Выдох делается коротким - «пф», «пф», «пф», а затем произвольно длинным выдохом «пффф»... подуть на пушинку, чтобы она летела по воздуху; сдуть фиксированным выдохом пушинки одуванчика. Упражнение « Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки...» На вдох – поднять руки через стороны вверх, на выдох – произнести нараспев длинную фразу «Раз-Егорка, два – Егорка, три – Егорка, …» до счета 15.

Артикуляционная гимнастика. Выполняется под ритмичную музыку или счёт по 8 раз:

1- «Хоботок-улыбка» 2- «Обиделись-улыбнулись» 3- «Лошадки»

1. Гласные звуки с переходом ударения (стр. 10 рабочая тетрадь И. Генераловой «Театр» 4 класс)

2.Чудо-лесенка – петь звукоряд в пределах интервала октава:

Чудо - лесенкой шагаю. Высоту я набираю. Шаг на горы, шаг на тучи. А подъем все выше, круче. Не робею, петь хочу я. Прямо к солнцу полечу я.

«Козёл и коза» украинская шуточная народная песня – исполнять по группам приёмом «канон»: Шел козёл воды напиться. А коза пошла топиться, Да как прыгнет через мостик, А козёл ее за хвостик Цап, и поймал!

3. «Озорные барабанщики» - подражание звучанию барабанных ритмов. Произносить неторопливо, но с чёткой артикуляцией, создавая напряжение губ, подчеркивая голосом выделенные слоги: 1 и 2 цифру – по группам, а 3 – единым «ансамблем барабанщиков» (на последующих занятиях темп постепенно ускоряется):

1. Дум – дам - дам, дум - ба - дам, дум – дам - дам, дум - ба – дам Дум - дам-дам, дум - ба- дам, дум – дам - дам, даб .

2. Дум - дам-дам, дим -би-да-би-ди, дум -би-да-би-ди, дам -би-да-би-ди дум -дам-дам, дим -би-да-би-ди, дум -би-да-би-ди , даб.

3. Даб - даб-даб, да биди, дабиди, даб -даб-даб, да биди, дабиди даб -даб-даб, да биди, дабиди, даб -даб-даб, даб.

Работа над скороговорками. На экране – пошаговая инструкция для правильного выучивания скороговорок.

шаг 1: Сначала проговаривайте скороговорку медленно, будто по слогам.

шаг 2: Теперь беззвучно проработайте артикуляцию в группах, пусть другие участники группы прочитают по вашим губам.

Шаг 3: Произнесите текст чётко, шепотом.

Шаг 4: Проговорите скороговорку вслух медленно и чётко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - надо научиться говорить медленно!

Шаг 5: Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произносить его с разной интонацией. Можно спеть, как песню. Если вы уверены в себе, демонстрируйте скорость вашей речи.

Пример: скороговорка « У ужа ужата, у ежа ежата» выполняется с одновременной передачей мяча. Участник, допустивший ошибку в речи – выбывает. Побеждает команда с большим количеством участников.

Упражнение «Стенка на стенку»

Выполняется на материале скороговорки «Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои ». Дети делятся на две группы, скороговорка также разбивается на две части. Детям предлагается произнести скороговорку «в предлагаемых обстоятельствах» с разной интонацией, т.е. по секрету - равнодушно, ругать - оправдываться, просить - не разрешать, с соответствующей мимикой.

Упражнение «Сказочное телевидение» - предлагается индивидуально, по предложениям. Оценивается речь каждого ученика. Диктор программы «Новости»: - Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт, скороговорками так и сыплет: мол, было три дерева, три тетерева, и на каждом дереве по одному тетереву, а два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят и спорят, что у осы не усы, а усики. Глашатай, объявляющий королевский указ: - А топоры-то остры до поры, до поры остры топоры, до поры, до поры, до времени. Тут трое трубачей затрубили в трубы, и пошли три попа, три Прокопия - попа, три Прокопьевича. А говорят-то они про попа, про Прокопия – попа, про Прокопьевича. Сказочница-ведущая детской программы: - Мол, ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп- кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. А около колодца вода льётся! Так и прыгали на языке скороговорки, как караси на сковородке!

Упражнение «Собери скороговорку»

Дети разбиваются на две группы. Перед ними по 9 скороговорок, разбитых на части. Задача команд - - правильно и быстро собрать скороговорки и произнести их.

Список использованной литературы:

1.Поварова И. А.Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. «Союз», 1999. 2.Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. 3.Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь. ГИТИС, 2011. 4. Козлянинова И.П., Чарелли Э. Речевой голос и его воспитание. Учебное пособие М: Просвещение, 1985. 5..Бруссер А.М. Основы дикции. М: Просвещение, 2003. 6. Бандина А., Попов В. Школа хорового пения. «Музыка» 1981. 7.Собственная методическая разработка – речевое упражнение «Озорные барабанщики».


Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Популярные скороговорки.

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.

Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.

В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

Консультация для родителей ДОУ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей Калининского района

Картотека скороговорок для детей старшего возраста

Область: речевое развитие

Воспитатель:

Калиш Татьяна Владимировна

Санкт - Петербург

2017

Для развития чистой грамотной речи ребёнка старшего возраста очень важна звуковая культура речи, т. е. чёткое, чистое звукопроизношение. Незаменимыми помощниками в этом являются чисто – и скороговорки, которые строятся на сочетании звуков, слогов, трудных для произношения детьми. Скороговорки заставляют произносящего сосредотачивать своё внимание на правильной артикуляции звуков, звукосочетаний в ускоренном темпе, что ещё больше поощряет стремление ребёнка четко и ясно произносить звуки.

Цель:

1. Закреплять навык звукопроизношения наиболее трудных по

Артикуляции звуков.

2. Развивать чёткую, правильную дикцию.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Совершенствовать интонационную выразительность.

I.Скороговорки на произношение парных согласных.

1.Ткёт ткач ткани на платки Тане.

2.В поле Фрося полет просо,

Сорняки выносит Фрося.

3.Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено граблями, краб, грабь.

4.Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей.

5.Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

6.В пруду у Поликарпа

Три карася и три карпа.

7.Гроза грозна, грозна гроза.

II.Скороговорки на сонорные согласные:

1.Разрослись у Ратибора три берёзки у забора.

Рад берёзкам Ратибор: приукрасили весь двор.

2.Стоит гора, в горе- нора.

3.В норе зверёк, зовут сурок.

4.Рубанок в руки взял мастак,

Встал спозоранок за верстак:

Тарасу, Рустику, Марусе

Строгает на салазки брусья.

5.На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

6.Маланья – болтунья молоко болтала,

Выбалтывала, не выболтала.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию?

Полили лилию. Видели Лидию.

7.Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

8.Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

9.Пошла Поля полоть в поле.

10.Не бывает улова у ленивого рыболова.

12.Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят,

Тараторят, тарахтят.

13.Свинья тупорыла, белорыла

Весь двор перерыла.

Вырыла полрыла,

До норы дорыла.

14.Марина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

15.Вбили кол в частокол,

Подприколошматили.

16.Корили Кирилла: «Не дразни гориллу».

Корили гориллу: «Не дразни Кирилла».

17.Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

18.Три сороки – тараторки тараторили на горке.

19.Перепёлка перепелят прятала от ребят.

20.Проворонила ворона воронёнка.

21.У ёлки иголки колки.

III.Скороговорки на шипящие и свистящие согласные.

1.Везёт Сенька Соньку с Санькой на санках.

Санки вбок, Сенька с ног,

Сонька с Санькой в сугроб.

2.Косил косой косой косой.

3.Течёт речка, печёт печка.

4.Прекрасен зрелый, твёрдый сыр.

Незрелый сыр невкусен, сыр.

5.У ежа ежата, а у ужа ужата.

6.Сшила Саше Маша шапку.

7.У Сени и Саши дома хлеб да каша.

8.Купила бабуся бусы Марусе.

9.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10.Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

11.Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

12.Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Две мыши поплоше несли по две гроши.

13.Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

От груза арбузов развалился кузов.

14.Шалит и машет Сашка

Игрушечною шашкой,

А на кушетке в шашки

Играют Яшка с Пашкой.

15.Стакан сметаны съел Софрон,

Сосиску с соусом - Самсон.

Ставридку – Стас, салатик – Стелла.

Сусанна сайку с маслом съела.

16.К арбузу на грядку пришёл карапуз.

Крупней карапуза огромный арбуз.

17.Встретил в чаще ёж ежа: «Как погода, ёж?»

«Свежа!»

И пошли домой дрожа, горбясь, ёжась

Два ежа.

18.Летят три пичужки через

Три пустых избушки.

19.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

20.Наступила сороконожка сороке на ножку.

IV.Скороговорки на отдельные звуки.

1.Съел Валерик вареник,

А Валюшка ватрушку.

2.Кефаль не кафель,

А кафель не кефаль.

3.Архип осип, Осип охрип.

4.Дед Додон в дуду дудел.

Димку дед дудой задел.

5.Добр бобр до бобрят.

6.От топота копыт пыль по полю летит.


В этой статье:

В период дошкольного возраста каждый малыш осваивает азы родного языка. Успех его языкового развития зависит от того, насколько часто с ним общаются носители родного языка: родители, друзья, педагоги младших дошкольных учреждений. Первые успехи ребёнка в освоении им родного языка базируются на его подражании разговорной речи, которую он слышит от окружающих его людей.

Нельзя не сказать и о том, что русский язык – один из богатейших в мире языков и представлен не только в живой разговорной речи, но и в блестящей литературной русской классике, в устном народном творчестве. К жанрам русского устного народного творчества относятся, среди прочих, загадка , потешка , пословица , сказка и скороговорка . Синтез разговорного языка и произведений народного творчества оказывает огромное влияние на восприятие, понимание, усвоение и воспроизведение ребёнком русского языка. Сочетание живого разговорного языка с жемчужинами русского фольклора – это уникальный инструмент для приобретения им необходимых навыков и познаний русского языка.

Развиваем речь: значение фольклора

Для русского фольклора характерно сочетание слова, музыкального ритма и напевности, что имеет огромное значение в развитии речевых навыков у детей. Его культурно-историческая ценность входит в основу воспитательных процессов. В русской педагогике фольклор и народное творчество издавна и активно используется в системе
образования дошкольников. Знакомство с ними с ранних лет открывает перед ребёнком мир, базирующийся на общечеловеческих нравственных и культурных ценностях.

Дошкольный период – это важный этап развития, на котором дети активно осваивают разговорную речь, изучают в устной форме все стороны родного языка. Это вызвано необходимостью общения человека с другими людьми и его желанием открыть миру собственное мировоззрение. Для того чтобы ребёнок качественно овладел азами родного языка, необходимо играть с ним в разнообразные игры, используя методики, с помощью которых игровой и познавательный процесс будет вызывать у него интерес. Наряду с загадками и поговорками, малыши очень любят произносить скороговорки.

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Происхождение и особенности скороговорок

Зародившись на этапе развития Старой Руси, ещё во времена глубокой древности, скороговорки принадлежали к группе
фольклорных произведений для взрослых. Они несли в себе отпечаток мировоззрения, культуры и истории народа.

Изучая сборники произведений устного фольклора, можно заметить, что общее число скороговорок заметно уступает сборникам произведений других жанров устного народного творчества. В этих источниках сложно найти саму трактовку понятия «скороговорка». Если говорить о времени их возникновения, то, изучая имеющиеся материалы, сохранившиеся до наших дней, можно лишь сделать вывод, что первые скороговорки появились очень и очень давно.

Первые собрания скороговорок

Владимир Даль – русский лексикограф, этнограф, писатель, военврач и любитель русского фольклора, автор Толкового словаря, над которым он трудился на протяжении 53 лет, впервые опубликовал сборник скороговорок в своём хрестоматийном труде, выделив этой теме целый раздел. Он не только попытался систематизировать весь собранный по этой теме материал, но и обозначил его конкретным научным термином.

Примечательно, что
из всех произведений народного фольклора, собранного Далем, 30 тысяч составили пословицы и загадки, а скороговорок насчитывалось всего 49. Из них лишь 5 можно отнести к «детской» тематике, остальные, согласно их смысловому значению, были ориентированы на взрослую категорию людей.

Владимир Даль дал первое определение скороговорке, вложив в него особый смысл. Он был убеждён, что такие произведения фольклора должны обязательно использоваться в процессе обучения детей. Свою точку зрения ученый обосновал тем, что скороговорке присущи особые сочетания букв и звуков, затрудняющие произношение и играющие важную роль в коррекции детского речевого аппарата. Обучая малышей, следует не только добиваться быстрого темпа произношения скороговорок, но и следить за чистотой произношения всех звуков и букв, которые их составляют.

Классификация скороговорок

Анализируя разновидности скороговорок, можно заметить, что все они отличаются своей длиной, сложностью буквосочетаний, повторов букв и
произношением звуков, несут разную смысловую нагрузку.

В наше время качественно развить речь у детей и взрослых можно посредством скороговорок, построенных с акцентом на один или несколько сложных звуков. Подобные тексты нашли своё применение в практике логопедов и в обучающих программах методистов/воспитателей, работающих в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь с детьми, огромное значение они придают дикции, отработке и постановке правильного произношения звуков. В этом случае комплекс скороговорок разделяют на две категории:

  • Сложные (рассчитанные на взрослую аудиторию);
  • Простые (используемые в детских обучающих программах).

Это интересно!

По своему строению и содержанию некоторые скороговорки очень схожи с другими произведениями фольклорного творчества. Между пословицами, прибаутками, поговорками и скороговорками есть много перекликающихся общих признаков, но хватает и характерных особенностей, отличающих их между собой.

Правильная речь: функции скороговорок

Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.

Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.

Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.

Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать
разочарование или отвращение к подобным занятиям.
Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.

В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:


Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:

Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.

  • Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
  • Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
  • Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.

Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.

В процессе работы с ребёнком специалист выявляет, скороговорка какого типа вызывает у него затруднения в произношении и какие из церебральных систем при этом у него наиболее страдают:

  • Кинестетические (вызывающие дефекты в произношении сложных звуков);
  • Премоторные (нарушающие процессы быстрого переключения между звуками).

Учитывая, что скороговорка является сложным речевым материалом для проговаривания, перед тем как их использовать, ребёнка необходимо подготовить к этому. Всем малышам нравится повторять смешные предложения, которые также помогут им совершенствовать свою речь и развивать речевой аппарат:


Эти упражнения помогут сформировать у ребёнка выразительную, понятную окружающим и осмысленную речь. Они закрепят у него навык правильного понимания смысла и запоминания произносимых слов.

В случае, когда малыш не справляется с поставленной задачей, не следует ругать его или жестко требовать чистоты произношения скороговорок. Посмейтесь с ним над тем, какие смешные предложения он произносит. Доверительные и дружеские отношения между вами – залог позитивного результата в будущем. Ребёнок обязательно справится с произношением даже самых сложных скороговорок при регулярных тренировках и вашей поддержке.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была
размеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:

  1. Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
  2. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию. В
    данном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:
  3. Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

    Игры для развития дикции

    Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если его проводят в игровом порядке. Существует несколько видов игр, которые не только понравятся вашему ребёнку, но и помогут ему быстрее освоить технику проговаривания скороговорок.

    • Игра в суфлёра

    Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой звуков, которые
    произносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас на расстоянии 2-3 метров от него.

    • Читаем по губам

    В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам произносит слова.

    • Актёрское мастерство

    Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её несколько раз. Пусть он сначала прочитает её тихо, затем громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением. Предложите ему менять речевую интонацию и темп, прочитав скороговорку от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя». Это игровое упражнение способствует не только лучшему запоминанию и проговариванию скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь для развития его индивидуальности.

    • Игра в мяч

    Это методика разучивания скороговорок базируется на игре с мячиком, когда малыши хором и по слогам проговаривают скороговорку и перебрасывают друг другу мяч на каждом слоге. Можно разнообразить этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

    • Игра на результат

    Условием такой игры является, например, чёткое и правильное проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

    • Игра в «дразнилки»

    Мы часто ругаем детей за то, что они дразнятся и кривляются. Наши замечания оправданы с воспитательной точки зрения, но не совсем правильны, если у ребёнка есть проблемы с речью.

    Передразнивая кого-либо, малыш совершает движения губами и языком, которые можно отнести к элементам артикуляционной гимнастики. К примеру, детям, у которых при рождении была установлена такая патология, как короткая уздечка языка , рекомендуется обычно специфическая гимнастика языка.

    Она заключается в высовывании языка и вращении им во все стороны. Ребёнку предлагают дотянуться кончиком языка до своего подбородка или кончика своего носа. Банальная «дразнилка» может быть полезной и нужной. Правда, родители должны попытаться объяснить ребёнку, что это не закономерность, а вынужденная мера, что в обществе кривляться не принято.

    • Гимнастика губ и языка

    Для улучшения дикции у детей и быстрого осваивания ими техники правильного проговаривания скороговорок разработаны методики артикуляционной гимнастики. В них входит комплекс специальных упражнений, направленный на устранение тех или иных дефектов дикции.

    Если ваш ребёнок нуждается в помощи специалиста, обратитесь к логопеду. Врач не только точно установит причину нарушений речевого аппарата или некачественной дикции у вашего малыша, но и подберёт для него необходимую методику артикуляционной гимнастики. Это особенно важно, если у малыша есть признаки развития дефектов дикции.

    Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному. Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Это сложный и долгий процесс, к которому ребёнка следует подготовить, а затем поддерживать его интерес, чтобы добиться поставленной цели.