Как правильно ребенку объяснить, откуда берутся дети? Как рассказать ребенку, откуда он взялся: мультик. Как объяснить ребенку, откуда берутся дети Как объяснить ребенку откуда берутся дети в 11 лет

Ребёнок стремится познать мир во всех его проявлениях. Его интересует абсолютно всё, что он видит, и что происходит вокруг. Рано или поздно ребёнок захочет узнать, как он сам появился на свет, и откуда вообще берутся дети. Естественно, он обратится с этим вопросом к своим родителям.

Почему родителям нужно говорить с детьми о сексе

Вопрос: «Откуда берутся дети?» – непростой и очень деликатный. И многие родители просто не знают, как на него ответить, а поэтому избегают подобных неудобных тем. Этого делать нельзя, утверждают психологи и настоятельно рекомендуют родителям заниматься половым просвещением своих детей, отвечая на интересующие их интимные вопросы.

Можно назвать немало причин того, почему нужно говорить детьми о сексе.

  1. Родители для ребёнка являются главным источником информации об окружающем мире. И интимные вопросы – не исключение. Для ребёнка вопрос: «Откуда берутся дети?» – такой же естественный, как вопрос: «Почему днём светло, а ночью темно?» И если вы отвечаете на все остальные – не стоит игнорировать и естественное желание ребёнка узнать, как он появился на свет. Избегая разговоров на подобные темы, а тем более негативно на них реагируя, вы формируете у ребёнка неправильное восприятие интимной сферы человека.
  2. Сегодня СМИ, телевидение и интернет наводнены информацией сексуального характера, так что полностью исключить сексуальную осведомлённость ребёнка не удастся. Рано или поздно, ваш ребёнок столкнётся с картинками или статьями сексуальной направленности, и, не имея элементарных представлений об интимной жизни человека, может сделать неправильные выводы, которые повлияют на его дальнейшую сексуальную жизнь.
  3. Не имея информации об интимной жизни человека, ребёнок может стать жертвой сексуального насилия.
  4. Следствием отсутствия полового воспитания ребёнка может стать и ранняя незапланированная беременность, и заражение венерическими заболеваниями или СПИДом.

Как видим, говорить с ребёнком о сексе важно и нужно, ведь именно родители, как утверждают психологи, формируют отношение к сексу своих детей.

Естественно, к такому разговору подготовиться нужно заранее, чтобы не оказаться застигнутым врасплох, и проводить половое просвещение в соответствии с возрастом ребёнка и особенностями его восприятия.

Когда и как говорить с ребёнком о сексе

Возможно, вы удивитесь, но говорить на интимные темы вам с вашим ребёнком вам придётся вплоть до его подросткового возраста, а начинать его половое просвещение необходимо уже в 2-3 года.

2-3 года

В столь юном возрасте детки активно изучают и окружающий мир, и себя, своё тело. Они сравнивают себя с другими людьми и находят множество отличий. Одно из них – по половому признаку. И тогда маленькие мальчики и девочки начинают задаваться вопросами: «Почему тела мальчиков и девочек отличаются по своему строению?», «Почему мальчики писают стоя, а девочки – сидя?»

Это вполне нормальные вопросы для данного возраста, и они свидетельствует о том, что малыш нормально развивается. Отвечая на них, достаточно на языке, понятном малышу, объяснить, что его сестричка, мамочка, бабушка, а также воспитательница, продавщица и т.д. – это женщины, а он сам (если у вас мальчик) – мужчина, точно так же, как и его братик, и папа, и дедушка, и другие мужчины.

3-4 года

Став чуть постарше, ребёнок начнёт интересоваться темой своего появления на свет.

Вы должны быть готовы к такому разговору, и когда ваш малыш спросит вас, откуда берутся дети, спокойно и просто ответить ему, что детки появляются из маминого животика.

Вы также можете сказать своему чаду, что и он появился из животика, в котором жил и рос. При этом показать малышу свои фотографии, когда вы были им беременны.

Чего не нужно делать, разговаривая на тему секса с маленькими детьми:

  • ​ прежде всего, не стоит вдаваться в подробности и нагружать маленького ребёнка лишней информацией о матке и сперматозоидах;
  • ​ придумывать на ходу какие-то нелепые истории про аистов, принесших младенца, или капусту, в которой его нашли.

А вот мультфильм соответствующей тематики будет очень даже кстати. Благо, сейчас есть из чего выбрать на просторах интернета.

4-6 лет

Скорее всего, в этом возрасте ребёнку будет мало информации о том, что он появился из животика. Наверняка подрастающему малышу захочется получить подробный ответ на вопрос: «Как я попал в животик и как выбрался оттуда?»

Как лучше ответить на вопрос: «Откуда берутся дети?» малышу 4-6 лет

Когда возникнут подобные вопросы, лучше всего построить свой разговор с ребёнком таким образом:

  1. Рассказать о вашем знакомстве и желании создать семью.
  2. Поведать о том, как вы мечтали о ребёночке.
  3. Описать процесс зачатия и развития малыша в виде незатейливой сказки, проведя аналогию с семечком или зёрнышком, которое папа «посадил» маме в животик, и из которого появляется ребёночек.
  4. Рассказать о рождении младенца без лишних подробностей.

Вы можете дополнить свой рассказ иллюстрациями из познавательной книги о рождении детей, рассчитанной на малышей соответствующего возраста.

6-9 лет

Даже если ваш ребёнок не задавал вам настоятельных вопросов по поводу своего появления на свет и не очень-то интересовался тем, откуда берутся дети, перед тем, как он пойдёт в школу, вам стоит об этом с ним поговорить. В противном случае, даже не сомневайтесь, одноклассники позаботятся о его половом просвещении.

Как говорить о сексе с младшим школьником?

Говорите со своим подросшим ребёнком на взрослом языке:

  • называйте половые органы их общепринятыми названиями;
  • расскажите о том, как мужской сперматозоид попадает из пениса во влагалище, где встречается с женской яйцеклеткой;
  • расскажите о процессе оплодотворения и развитии зародыша в матке;
  • сделайте акцент на счастливом моменте, когда малыш рождается на свет. Причём, теперь вы вполне можете говорить, что новорожденный появляется из влагалища.

Чего нужно избегать в таком деликатном разговоре:

  • подробностей процесса эякуляции и полового акта;
  • непонятных ребёнку медицинских терминов;
  • красочных описаний страданий женщины во время родов, особенно если вы разговариваете с девочкой. Психологи настоятельно рекомендуют не запугивать ребёнка подобной устрашающей информацией, чтобы не вызвать паники перед родами во взрослом возрасте.

На что нужно сделать акцент, общаясь с младшим школьником?

Конечно, нужно акцентировать внимание ребёнка на нравственном аспекте этого интимного вопроса.

Расскажите школьнику, что прежде чем ребёнок появился на свет, его родители полюбили друг в друга, у них возникла физическая привязанность и близость, вследствие которой и появился малыш.

Не стесняйтесь демонстрировать при нём свои тёплые чувства друг к другу. Конечно, ребёнку ни к чему видеть ваши страстные поцелуи, но знаки внимания и любви, которые вы друг другу оказываете, сыграют в формировании его правильного отношения к семье и браку положительную роль. Ваш пример — гораздо важнее, чем все ваши слова и лекции.

Что делать, если 6-9-летний ребёнок сам пришёл к вам с вопросом о сексе?

Прежде всего, мягко выясните, почему он заинтересовался этим вопросом и что он уже знает об этом. Возможно, он уже получил дозу информации из внешних источников – от друзей или одноклассников, с экрана телевизора или статьи в журнале, и теперь ему нужны лишь некоторые разъяснения.

А главное, не пугайтесь подобных вопросов. Будьте тактичны, спокойны и уверенны.

Если вам сложно самим ответить на вопросы вашего ребёнка – воспользуйтесь книгами, готовыми документальными или мультипликационными фильмами соответствующей тематики для младших школьников.

9-12 лет

В средней школе, в возрасте 9-12 лет начинается половое созревание ребёнка, так что интерес к сексу в этот период – совершенно нормальное явление. Лучше всего к этому моменту запастись соответствующей литературой, рассчитанной на данный возраст, и предоставить ребёнку возможность ознакомиться с ней. Конечно, с вашими комментариями и пояснениями.

На что нужно сделать акцент, общаясь на интимную тему с ребенком среднего школьного возраста?

Особо важно в этом возрасте девочке объяснить, что такое менструация, что нужно делать во время месячных, чтобы кровь на её белье не вызвала шок. И, конечно, обратить внимание на соблюдение личной гигиены.

Мальчику этого возраста необходимо пояснить, что такое поллюции и эрекции.

Важно также научить своего ребёнка давать отпор попыткам совратить его. Не бойтесь говорить и на такие откровенные темы. Ваш ребёнок должен знать, чего ему следует опасаться и чего нужно избегать, чтобы не допустить насилия.

12-16 лет

Даже если вы до этого момента не говорили с ребёнком о сексе – можете не сомневаться, ваш подросток уже давно знает, откуда берутся дети. В этом возрасте ваша главная задача – уберечь вашего подростка от ранних половых связей, ведь как говорит статистика, в современном мире половая жизнь у подростков начинается довольно рано, в возрасте 15-16 лет.

На что обратить внимание, общаясь на тему секса с подростком?

Прежде всего, необходимо доступно и аргументированно постараться убедить подростку, что ранний секс – это неправильно и ненормально, и гнаться за сверстниками, у которых по их словам уже «всё было», абсолютно не стоит.

Говорите со своим подросшим чадом с уважением и пониманием, как с взрослым зрелым человеком, открыто и честно, приводите примеры из жизни, возможно и личные, и тогда ваши усилия дадут ожидаемый результат.

Объясните, что и в современном мире чистота и непорочность ценится так же, как и раньше, и что современная пропаганда, направленная на растление молодёжи, не имеет ничего общего с общечеловеческими ценностями и нормами морали.

К тому же, подросток должен понимать, что в его возрасте секс может быть опасным и рискованным, он может привести к незапланированной беременности, заражению венерическими заболеваниями и СПИДу.

Этой теме нужно обязательно уделить отдельное внимание и время.

Как рассказать подростку о венерических заболеваниях и незапланированной беременности

Разговаривая с подростком, сообщите ему о том, что согласно с проведёнными исследованиями, среди женщин моложе 20 лет незапланированные беременности составляют 84 %. В США, например, треть всех абортов приходится на женщин моложе 20 лет. В России и странах СНГ каждая десятая молодая женщина вынужденная идти на операцию по прерыванию беременности.

Поясните, насколько опасной может быть беременность в таком возрасте, и к каким последствиям для неокрепшего организма может привести аборт. Ознакомьте подростка с медицинской литературой, рассказывающей о венерических заболеваниях и СПИДе.

Ваш ребёнок должен знать, что:

  • прерванный половой акт не гарантирует предотвращение беременности;
  • оральный секс может стать причиной заражения венерическими заболеваниями;
  • раннее начало половой жизни повышает риск возникновения рака шейки матки;
  • существует прямая зависимость между возможным количеством сексуальных партнеров и реальной возможностью заполучить заболевания, которые передаются половым путем.

Конечно, вы должны сообщить ребёнку о существующих средствах контрацепции, но, в то же время, объяснить, что в его возрасте лучшая защита от венерических заболеваний и нежелательных абортов – это воздержание от ранних половых связей.

Главное, убедите подростка, что вы поймёте и поддержите его в любой ситуации.

Ошибки родителей в половом просвещении детей

Очень часто разговор родителей со своими детьми на интимные темы не приносит позитивного результата по причине тех ошибок, которые они делают.

Какие же ошибки зачастую совершают родители в половом просвещении детей?

  1. Обманывают ребёнка. Часто бывает, что родители пытаются превратить разговор на тему: «Откуда берутся дети?» в истории об аистах и капусте. Подобные небылицы ведут к недоверию со стороны ребёнка, ведь рано или поздно он узнает правду и поймёт, что его обманули.
  2. Открыто пугаются вопроса на интимную тему. Подобная реакция заставляет ребёнка думать о том, что тема рождения малышей является чем-то страшным и запретным, и формирует неправильное отношение к интимной сфере. Поэтому нужно быть готовым к подобным вопросам и стараться держать себя в руках.
  3. Отказываются отвечать на подобные вопросы. Оставлять своего ребёнка наедине с подобными вопросами в корне неправильно, ведь он всё равно получит на них ответ, вот только не от вас. Поэтому если вы не готовы сразу ответить малышу на вопрос: «Откуда берутся дети?», извинитесь, возьмите паузу, продумайте ответ и вернитесь к этому разговору. Только не откладывайте надолго, лучше, если вы поговорите с ребёнком через пару часов, а не через несколько дней или месяцев.
  4. Форсируют события. Половое просвещение должно соответствовать возрасту и сопровождаться нравственными аспектами, а не только информацией о физиологии. Также, общаясь с ребёнком, не нужно особо углубляться в сам процесс полового акта: эрекцию, позы и т.д. Поверьте, ваш ребёнок не будет готов обсуждать с вами такие темы никогда.
  5. Ничего не объясняют, если ребенок не спрашивает. Такая позиция тоже неправильная, потому что молчание ребёнка не означает, что его не интересуют подобные вопросы. Это значит, что он либо не доверяет родителям, либо чувствует их нежелание говорить на подобные темы.
  6. Избегают тем сексуального насилия. Вы обязаны предупредить вашего ребёнка о возможных опасностях. Естественно, без запугивания и страшных подробностей. Но ребёнок должен знать, что уходить с незнакомыми людьми нельзя и что никто никогда не имеет права трогать его. Объясните также ребёнку, что он должен рассказать родителям, если подобное случится.

Ошибкой также будет, если на интимные темы с ребёнком будет говорить родитель противоположного пола. Всё-таки лучше, если с дочкой поговорит мама, а с мальчиком – папа. Постарайтесь, чтобы ваше общение с ребёнком на такую деликатную тему не превратилось в нудное назидание. А самое главное – всегда отвечайте ребёнку на его вопросы спокойно и уверенно.

Если же ребёнок смущается и категорически избегает подобных бесед, купите ему книги по половому просвещению или посоветуйте соответствующий фильм, предложив вместе обсудить его. Старайтесь отвечать на вопросы ребёнка спокойно, правдиво, открыто, без лишнего смущения и раздражения.

Впервые ребенок задумывается над этим в трехлетнем возрасте . Или сам задумается или его направят на эту мысль обстоятельства:

  • Ему сообщили, что у него будет братик или сестричка;
  • он узнал, что у кого-то будет братик или сестричка.

Ребенок знает, откуда берутся новые игрушки, одежда, еда, но откуда возьмут такого же, как он человечка? Видно, там, где и его. А где взяли его?
Вот тут-то и проснется его настойчивый интерес к пониманию такого для него важного аспекта жизни. Он поймет или, скорее, почувствует, что этим вопросом заглядывает во взрослый мир.

Для деток на 3-4 году жизни, пожалуй, ответ на вопрос об их появлении на свет, найти наиболее просто. Главное – дать понять, что ребенок родился у мамы с папой, которые его очень любят. В этом возрасте крошка уже понимает отличие между девочками и мальчиками и знает, что из девочек вырастают женщины, а из мальчиков – мужчины.

Итак, отличным ответом станет сказка с родителями в образе главных героев: когда мама и папа поженились, папино семечко попало в животик к маме и из него получился вот такой замечательный мальчик Артемчик. В мамином животике у Артемчика был домик, то мальчик вырос, и в домике ему стало тесно. Когда сыночек захотел выйти, внизу маминого животика открылась дверца и он родился. Для крошки в 3 года такого ответа станет более чем достаточно.

На вопрос о том, почему именно там, – «потому что в животике ребенок находится в полной безопасности».

На данном возрастном этапе ребенку достаточно будет этого объяснения. Большего он пока и не осмыслит. Ведь эта информация сильно расходится с тем, что ему предлагали сказки.

Первый интерес к признакам полового различия

В этом же возрасте малыши замечают и начинают интересоваться отличием мальчиков от девочек, соответственно, мужчин от женщин и физиологическими особенностями этого отличия – половыми признаками. Их заботят собственные признаки принадлежности к мужскому или женскому полу и свое сходство с представителями своего пола. Это естественный интерес, и они задают вопросы об этом также искренне, не стесняясь, как любой вопрос абсолютно другого рода. Вы тоже не должны выказывать стыда, испуга и, тем более, неодобрения.

При этом, вы уже можете указать на деликатность этой темы и порекомендовать говорить об этом наедине, особенно не при детках другого пола.

Ответ для деток на 4-6 году жизни

До этого возраста детки уже должны знать, что их рожают мамы. Если каким-то образом им это еще не известно, вы должны побеспокоиться, чтобы ребенок имел в виду, что он родился.

Обычно ребенку в дошкольном возрасте уже мало ответа, что он сначала появился в мамином животике, а позже – родился через дверцу. И они пытаются разузнать как можно больше об этом процессе, желательно с подробностями.

Конечно, следующий вопрос вполне предсказуемый:

КАК РЕБЕНОК СМОГ ПОПАСТЬ В МАМИН ЖИВОТИК?

В этой ситуации вас выручит шрам на животе от кесарева сечения или от аппендицита. Вы можете ответить таким образом: когда ребеночку становится тесно в мамином животике, маму увозят в больницу, а там доктор разрезает ей живот и достает малыша.

Если же у вас нет шрама, объясните, что дитя родилось через маленькое отверстие, которое есть внизу животика у каждой мамы. Когда крошка попросит показать его, напомните ему, что у каждого человека есть на теле места, которые нужно скрывать и показывать только маме с папой или доктору с разрешения мамы. Одновременно убедитесь, знает ли ваше чадо об этих секретных местах. Таким образом вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: удовлетворите любопытство и убережете ребенка от любимых игр «в доктора» между сверстниками в детском саду.

Когда дошкольник будет настойчиво интересовать процессом оплодотворения, расскажите ему следующее. Когда мама и папа женятся, они очень любят друг друга. Ты же видел, что мама и папа спят в спальне, так вот, когда папа и мама прижимаются, самая шустрая папина клеточка проникает к маминой клеточке, они соединяются и появляется крохотный ребеночек. Он такой маленький, что поместиться у тебя на пальчике. Каждый день ребеночек растет, и через девять месяцев становится довольно большой, чтобы помещаться в мамином животике.

Будет очень уместно расспросить ребенка о том, что он знает про «особые места» принадлежности к мальчикам или девочкам. Объяснить, что они не постыдные, но интимные, предназначенные природой для будущего материнства и отцовства, и не следует проявлять любопытство к ним у других деток, и, тем более, нельзя чужим людям их показывать, давать трогать.

Уместно будет воспользоваться иллюстрациями из детских книг-пособий, к примеру, авторства Дорис Рюбель, или из детской энциклопедии.

Если до 6 лет тема ребенком ни разу не подымалась, то стоит самому направить разговор на тему зарождения жизни и появления на свет. Иначе, к ребенку может поступить сомнительная информация из других источников, и отношение к этому вопросу может быть заложено также не вами.

Вообще, темы жизни и смерти должны интересовать детей в этом возрасте – это признак здоровой любознательности. И от вашей реакции и ответов на эти вопросы зависит его отношение к этим природным и естественным понятиям устройства жизни.

Именно вы, родители, должны освещать темы сексуальных отношений и закладывать у ребенка их здоровое восприятие и отношение к ним как к светлой части взрослой жизни, основой которой должна являться любовь.

Ведь только вы можете ему рассказать о тех чувствах, продолжением которых являются сексуальные отношения и зачатие ребенка.

В этом возрасте обычно интерес к щекотливой теме немного стихает, ведь ребенок загружен уроками, кружками, у него появляется множество других знаний и интересов. Но точно ребенок готов слышать ответы и он отчетливо реагирует на Ваше стиснение в этой теме. Поэтому, Вам лучше потренироваться и спокойно называть интимные части тела. И, что важно, объяснить ребенку последовательность: любовь – супружество – дети.

Если ребенок все-таки продолжает интересоваться темой собственного появления на свет, подыщите ему обучающие мультики или купите специальную книжку. Благо, на сегодня в любом книжном магазине найдется литература с иллюстрациями, рассчитанными на детей младшего школьного возраста, которая просветит и ответит на все вопросы в рамках морали.

Просто приобретите нужную книжку и подойдите к ребенку со словами: вот книжка, в которой описаны все отличия между мужчиной и женщиной, а также как рождаются дети. Если тебе это интересно, можешь почитать.

Ответ для подростка

С подростками разговор совсем другой, и, скорее на тему – как предохранятся, чтобы не было детей. Но, если говорить о подростковом детстве – 9-14 лет, здесь как раз и необходимо рассказывать о сексе, как и когда это происходит. Очень важно, рассказывать о любви, которая предшествует интимной близости, о детородных функциях организма и о готовности (физической и моральной).

Объяснение должно уже относиться непосредственно к зачатию. «Если мужчина и женщина любят друг друга и хотят ребенка, они обнимаются, целуются и ласкают друг друга, при этом из пениса мужчины семенная жидкость через отверстие внизу живота женщины (влагалище) попадает во внутренний женский орган (матку), где мужские сперматозоиды соединяются с женской яйцеклеткой – зарождается новая жизнь».

Можете также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии или из детских книг-пособий, но уже для подростков.

Главное правило разговора на деликатные темы с подростком, – доверительная атмосфера, от вас должно исходить спокойствие и уверенность.

Это необходимо для того, чтобы ребенок без сомнений приходил к вам с сокровенными вопросами. Ведь вам предстоят следующие этапы сексуального воспитания – донести информацию о правилах контрацепции, о ранних абортах, о болезнях, передающихся половым путем.

То есть здесь важно не запугать ребенка, о том, что “залетишь” или “в подоле принесешь”, а о важности отношений между взрослыми мужчиной и женщиной, и о осознанном желании иметь детей.

В качестве обобщения сказанного предлагаем основные правила, как корректно и правильно отвечать на деликатные детские вопросы о зачатии и рождении ребенка:

  1. Не уклоняйтесь от ответа, чтобы не зародить неправильного отношения к этой теме, как к чему-то постыдному. Если не сможете ответить сразу, предупредите ребенка, что вам нужно подумать, как правильно ответить.
  2. Рассказ ведите на простом языке, доступном для возрастного понимания ребенка, без излишне взрослой подачи информации. Также обходитесь без лишних подробностей, если сам ребенок этого не просит. Зато акцентируйте рассказ на чувствах и желаниях.
  3. Не форсируйте интерес к этой теме (до трех лет). Он должен возникнуть из собственной природной любознательности ребенка и его готовности воспринимать данную информацию.
  4. При этом, не оставляйте без внимания отсутствие у ребенка видимого интереса, присущего детям от 3 до 5 лет. Интерес есть, но он, в силу каких-то причин, скрытый. Сами инициируйте разговор на эту тему. Постарайтесь разобраться в причинах (отсутствие доверительности в ваших отношениях, зародившийся страх или излишний стыд) и избавиться от них.
  5. Лучше, если ребенок будет получать информацию по этой теме от представителя его пола, это особенно важно в подростковом возрасте.
  6. Очертите границы допустимого интереса:
    - его интереса к чужим половым органам;
    - чужого интереса к его половым органам.

Донесите до ребенка важность того, что ни при каких обстоятельствах никаким чужим людям не показывать свои половые органы во избежание сексуального насилия, и что о любом подобном предложении вы должны узнавать немедленно.

Как объяснить ребенку - откуда берутся дети...

Вот и к нам "в гости" пришел этот вопрос. "Мама, а откуда дети-то берутся?"

Моему старшему недавно исполнилось семь, а три года назад родилась еще дочь и он видел, как у меня рос живот, как УЗИ показывало плод. Другими словами, был в курсе, что ребенок появляется, вернее рождается из маминого животика.

Теперь у него возник вполне резонный вопрос "Как ребенок оказался в животе?"

Мы решили с ним купить хорошую книжку и прочитать вместе об этом. Что и сделали.

Книга на столе, а точнее детская энциклопедия, где по этому вопросу целая глава. Написано вроде простым языком, иллюстрации хорошие. После сончаса, наверное, начнем читать. Может и не сразу с этой главы, а может и сразу...

А что, собственно, говорить?

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос "А как ребенок появляется на свет?" - ответьте: "У мамы внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи доктора малыш выбирается на свет". - "Я хочу посмотреть!" - говорит ребенок. - "А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать". Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: "А как ребенок попадает к маме в живот?" Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: "У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме". В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: "Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь".

А главное, сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои сокровенные вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно.

В школе обо всем расскажут...

Однако давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии...

Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого нарасскажут... И потом урок есть урок: это лишь изложение каких либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами?

Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

"Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?" Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

А если не рассказывать?

Во времена нашего детства и юности как-то не были приняты разговоры родителей с детьми на подобные темы. Почему? Потому что, простите за банальное цитирование, "секса у нас не было". Семья была, прежде всего, ячейкой общества. Великий советский педагог Макаренко вдохновенно советовал: "... воспитывая в ребенке честность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине... мы тем самым воспитываем его в половом отношении". Бесспорно, половое воспитание - это не только разговоры об интимной стороне жизни, но если бы вся эта мораль внедрялась на фоне хоть какой-то сексуальной осведомленности!

А возрастные особенности растущих организмов требовали истины, и дети добивались ее тем или иным путем. Что же ребенок может добыть самостоятельно?

Елена С., 39 лет, рассказывает:

"Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе (это было в 5-м классе) мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками. И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают (!) "оттуда". Я этому не поверила. Летом я поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом..."

Вот так, методом проб и ошибок, с помощью рассматривания атласа анатомии, чтения крайне редких книг о сексе и собственного инстинкта молодежь с горем пополам во все времена разбиралась в тайне вопросов пола. Разумеется, конечно, и наши дети. Но, чтобы их голова не засорялась мешаниной неверных сведений, полученных из уст друзей и фильмов, лучше помогите им. Потому что только вы сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой жизни - это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь. И что есть вопросы, которые лучше обсуждать не в приятельском кругу, а с вами, родителями. Потому что вы произвели на свет его самого, а значит, имеете Опыт и сможете рассказать обо всем достоверно...

Анна Ишина, нейропсихолог

Александра Соболева, педагог

Журнал "Материнство", ноябрь 1999 г

7 ошибок, которых следует избегать:

1. Отказ от ответа.
Даже если вопросы малыша Вас смущают, не стоит уходить от ответа. Возьмите тайм-аут, продумайте свои объяснения, посоветуйтесь с психологом или приобретите детскую энциклопедию соответствующей тематики. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым и покинутым, оставшись наедине со своими вопросами. Его любопытство совершенно естественно и связано с развитием, потребностью познавать мир и себя в этом мире.
2. Читать ребенку статьи из медицинской энциклопедии.
Не стоит забрасывать ребенка научными терминами и представлять весь процесс сугубо механическим. В медицинских справочниках нет ни слова о чувствах, желаниях, эмоциях, удовольствии. Дети совсем не ждут от Вас настолько исчерпывающих, сухих и сложных объяснений. Ребенку необходимо получить ответ в простой и доступной форме, сформулированный специально для него, услышать Ваши слова, а не обезличенный текст.
3. Ребенка просвещает родитель противоположного пола.
Когда ребенок задает вопросы о сексуальной жизни, будет лучше, если на них будет отвечать родитель его же пола. Если же такой возможности нет, это может какое-то доверенное лицо его пола. Почему? Когда ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность, то, как правило, девочки идентифицируют себя с мамой, а мальчики с папой. Этот механизм помогает детям в дальнейшем правильно позиционировать себя в обществе в качестве мужчины или женщины. И ребенку, особенно когда он станет старше, будет гораздо удобнее обратиться с интимными вопросами к родителю одного с ним пола.
4. Ничего не объяснять, если ребенок не задает вопросов.
Ребенок может не говорить на сексуальную тему не потому, что не испытывает интереса. Напротив, его интерес может быть слишком сильным и тревожащим, он может испытывать смущение, которое мешает задать волнующие его вопросы. Часто ребенок не задает вопросы, когда чувствует нежелание взрослых разговаривать с ним на такие серьезные темы. Важно помнить, что ребенок в возрасте 3-5 лет нуждается в том, чтобы с ним говорили о жизни, любви и смерти.
5. Форсирование событий.
Нежелательно рассказывать ребенку о том, что он еще не готов воспринимать и понимать. До двух лет не нужно начинать разговоры о сексуальной жизни. Это возраст для других вопросов, ведь ребенок только начинает ориентироваться в мире и человеческих отношениях.
6. Касаться слишком сложных и серьезных тем.
Рассказывая о рождении ребенка, не стоит описывать подробности и говорить о том, с какой болью и трудностями связаны роды. Нет необходимости объяснять ребенку, что такое кесарево сечение. Также не нужно углубляться в то, что связано с половым актом: эрекция, позы и т.д. Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет, потому что мама и папа полюбили друг друга, и что врач помогал маме во время родов.
7. Избегание тем сексуального насилия.
Предупредить ребенка о возможных опасностях совершенно необходимо, конечно, без страшных подробностей и запугивания. Ребенок должен знать о том, что нельзя никуда уходить с незнакомыми людьми, даже если они ласковы с ним и предлагают конфеты. Обязательно надо сказать малышу, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права его трогать. Скажите ребенку, что если кто-то трогал его, это не должно быть секретом, надо обязательно рассказать об этом родителям.

Откуда берутся дети на разных уголках планеты? Немного юмора...

В России детей находят в капусте. А в других странах?

Австралийцам детей приносит в сумке кенгуру.

Американцы находят детей с помощью инспекторов ООН.

Англичане считают, что детей приносит Почтальон Почтовой Службы Ее Королевского Величества. По поверью, почтальон приносит ребенка с утренними газетами. На лбу ребенка наклеено положенное количество почтовых марок (по весу ребенка), а также написано - от кого ребенок и кому. Почтальон подсовывает ребенка под дверь, а если ребенок не пролазит, то Почтальон звонит в дверной звонок и быстро, но с достоинством удаляется.

В Китае считается, что детей приносит ветром (сквозняком), поэтому китайцы всеми силами борются против сквозняков - закрывают окна и двери, когда занимаются любовью.

Голландцы уверены, что детей приносят обкуренные мужчины.

Грузинских детей приносит орёл.

Педантичные немцы находят детей в специально отведенном месте - Пункте Поиска Детей.

Российские туристы находят детей в магазинах "Дети-фри".

Северным корейцам детей приносят Партия и Правительство.

Уральцы детей находят в доменных печах. Во время своего появления на свет такой голышок-окатыш уже закален и не боится суровых условий мелаллургического комбината. Счастливый отец приносит ребенка домой вместе с бутылкой водки, которая появляется почти одновремено с деторождением.

Французы делают детей сами.

Цыганки обычно находят детей в своих многочисленных юбках. Считается, что чем больше юбок надето на цыганке, тем больше детей можно в них найти. Многочисленные мониста, длинные серьги и прочие побрякушки надеваются цыганками для того, чтобы не слышать, как кричат голодные дети.

Чукчи детей, естественно, находят в ягеле. Обычно это малорослые, почти карликовые существа с раскосыми глазами, в малице и варежках. Но иногда чукчи находят и других детей - высоких, голубоглазых и с бородой, Считается, что таких детей приносит Геолог.

Швейцарцы находят детей в сейфах.

Юарцы детей добывают в глубоких шахтах. Большинство добытых на глубине детей - черные и грубые, и чтобы из такого ребенка получился блестящий черный дипломат или лоснящийся черный миллионер требуется многолетний труд белых огранщиков.

Японцы считают, что детей делают на заводе. Иногда они бывают правы, но чаще - ошибаются.

«Каждый маленький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде!». Весело поется в забавной детской песенке про непослушных обезьян. Когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир, порой с весьма разрушительной силой, он сталкивается с рядом определенных ограничений со стороны родителей.

Что можно, а что нельзя? Некоторые родители предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и растят ребенка в условиях вседозволенности. Правильно ли это?

Что такое хорошо, а что такое плохо

Некоторые родители могут жаловаться на то, что ребенок не понимает слово «нельзя». Вы можете биться в истерике и рвать на себе волосы, но ваш ребенок вас просто не слышит. Следует помнить о том, что слово «нельзя» отнюдь не волшебное и не может сиюминутно превратить разбушевавшегося негодяя в шелкового и послушного ангела. Для того чтобы коммуникация ребенка и родителя была успешной, и ребенок начал адекватно реагировать на ваши реплики, запреты и ограничения, нужно потрудиться.

Зачастую само слово «нельзя» может вызвать у ребенка протест. Это слово становится своеобразным раздражителем, если его произносить постоянно. Ребенок будет либо делать все вопреки запрету либо просто не реагировать на родительское «нельзя». Последнее чаще всего случается, если слово «нельзя» звучит постоянно и на каждом шагу и попросту теряет свой смысл. Но как объяснить ребенку, как себя вести, не прибегая к этому слову? Довольно просто. Ввести в обиход его синонимы.

Когда нужно говорить "нельзя"

Ребенок первых лет жизни должен понимать различие между словом "нельзя" и словами "не нужно", "нехорошо", "опасно" или "неприлично". Если вы будете использовать различные запрещающие синонимы в определенном контексте, сам запрет не будет вызывать у ребенка явный протест.

Но как объяснить ребенку, что нельзя делать то или другое?

Запрет, обозначенный словом "нельзя", должен базироваться на том, что запретное действие может нести вред физическому или психологическому состоянию ребенка или окружающих. Например, нельзя трогать электрические провода, совать пальцы в розетку, трогать газовую плиту - это опасно для жизни и здоровья. Нельзя бить, обзывать, унижать других - это обидно и неприятно. Ребенок должен понимать, что за словом «нельзя» скрыт явный вред.

Прибегая к синонимам "не стоит"/"не нужно", вы объясняете ребенку, что подобное поведение неприемлемо в обществе или то, что хочет ребенок, сейчас неуместно. Например, "не нужно рассыпать крупу на ковер". Подобным ограничением вы не запрещаете ребенку действие, а просто корректируете: не стоит сыпать крупу на ковер, возьми миску.

Почему вода мокрая?

С возрастом некоторые запреты теряют свою актуальность, а запрещаемые действия становятся понятными и очевидными ребенку. На место старых запретов приходят новые. Понятно, что десятилетний ребенок не будет совать палец в розетку и пытаться залезть в кастрюлю с кипятком.

На смену исследовательской деятельности малыша приходит эра «почему». Многие родители с содроганием ждут период бесконечных детских вопросов, которые часто вводят в ступор.

  • Почему вода мокрая?
  • Почему солнце светит?
  • Почему божья коровка так называется?

Ни в коем случае не стоит отмахиваться о любознательного малыша, как от назойливой мухи. Следует запастись вагоном терпения и вместе продолжать изучать этот мир. Тем более, сейчас для этого есть масса возможностей и "Гугл" всегда под рукой. Гораздо тяжелее пришлось прошлым поколениям, когда нужно было пролистать на досуге не одну энциклопедию в поисках ответа на каверзные детские вопросы.

Взрослые вопросы устами младенца

Не стоит пугаться или смущаться неприличных вопросов ребенка. Следует понимать, что он понятия не имеет о том, о чем спрашивает. И если малыш просит объяснить, что значит какое-нибудь нецензурное слово, не стоит просить ребенка немедленно забыть его и никогда не произносить. Это вызовет еще больший интерес со стороны малыша, может проснуться все тот же протест, и ребенок назло будет повторять нехорошее слово.

Хуже всего, если ребенок потеряет доверие к родителю и пойдет искать помощь на стороне. К любым, даже самым непристойным, вопросам важно относиться спокойно и пытаться объяснить ребенку, хорошо это или плохо.

Сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок еще неосознанно употребляет нехорошие слова, не стоит проявлять сильные эмоции. В таком случае и плохое слово не окажет сильного впечатления на ребенка, и вскоре вовсе забудется.

Как объяснить ребенку, можно ли употреблять те или иные слова?

Если ребенок сам интересуется значением нехорошего слова, следует объяснить, что это означает, но сделать ремарку, что хорошо воспитанные и интеллигентные люди таких слов не употребляют. Усилить эффект восприятия можно вопросом: а ты считаешь себя хорошо воспитанным мальчиком/девочкой?

Если же у ребенка есть кумир, можно сделать акцент на нем, сказав, что этот персонаж не использует ругательных слов. Если в процессе объяснения ругательного слова чересчур эмоционально высказать свою позицию, категорически запретив ребенку вспоминать и произносить ругательства, это вызовет обратную реакцию. Ребенок поймет, что плохие слова вызывают сильные эмоции, и будет этим пользоваться. Если же не придать этому особого значения и просто объяснить малышу, что употребляя ругательные слова он может сам выглядеть не в лучшем свете или быть высмеянным, вы, скорее всего, больше не столкнетесь с этой проблемой.

Оградить ребенка от всех источников «нехороших слов» невозможно. Но правильно объяснить их значение и необходимость употребления в разговоре необходимо. Закрывать на это глаза уж точно не стоит.

Капуста, аист, магазин или все-таки роддом?

Рано или поздно наступает период, когда ребенок интересуется у мамы и папы, откуда же он взялся. Вряд ли современные родители, смущаясь, пробормочут что-то наподобие: купили в магазине, аист принес или в капусте нашли. Половое воспитание ребенка с ранних лет считается нормой. Но стоит ли ограничиться лишь романтической историей о том, как папа и мама любили друг друга и хотели ребенка, а потом папа подарил маме семечко, которое росло у мамы в животе и так далее? Как правильно объяснить ребенку, как рождаются дети?

Очень важно не ограничивать право ребенка задавать вопросы о таких «взрослых вещах» и получать на них честные ответы. Вопросы, касающиеся разницы полов, а также интимной жизни нормальны и считаются признаком правильного развития малыша.

Очень важно, отвечая на подобные вопросы, быть предельно искренним и правдивым. Ребенок должен видеть, что его вопрос не вызвал у родителей чувства стыда, в этом случае он воспримет информацию адекватно.

Говорить с ребенком о сексе и рождении детей нужно на языке, соответствующем его возрасту. И если малышу 3-4 лет достаточно просто сказать, что появился он из маминого живота, то дети постарше уже могут требовать конкретики. Здесь можно рассказать сказку про папино семечко, которое росло в животике, превратилось в малыша. А когда малышу стало тесно, он появился на свет.

Беседа «про это»

Если ребенок не проявляет интереса к данной теме, то рано или поздно родителям придется самостоятельно спровоцировать разговор. Оптимальным возрастом для начала полового воспитания является 6-7 лет. Это возраст, когда ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью чувств, эмпатии.

Стоит рассказать малышу о том, что между людьми возникает симпатия, которая может перерастать в любовь. Можно попросить ребенка своими словами объяснить, как он понимает эти термины и что для него значит любовь. Что такое любить маму и папу, а что значит испытывать симпатию к однокласснице Маше?

Не стоит стыдиться говорить с детьми «про это» и думать, как объяснить ребенку столь сложную материю. Ребенок воспримет рассказ о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной точно так же и с тем же интересом, как рассказ об устройстве будильника.

В процессе разговора о сексе с ребенком важно не сформировать в его сознании табу. Ребенок должен понять, что секс - это естественно и нормально, но является прерогативой взрослых людей, а интимные отношения не принято афишировать.

А если не говорить об этом?

Конечно, можно спустить все на тормоза и не говорить с ребенком на откровенные темы, если он не проявляет интерес. Можно наивно полагать, что до свадьбы человек предпочтет смотреть мультики и собирать пазлы, а там все само собой сложится. Не задает чадо взрослых вопросов - и хорошо, спина родительская не покрывается холодным потом, да и вообще, в школе всему научат. А более осведомленные сверстники приукрасят.

Обязательно ли половое воспитание детей внутри семьи, решают для себя родители. Но нужно отдавать себе отчет в том, что откровенные разговоры с ребенком, поддержка и понимание повышают доверие к родителям. Конечно, сегодня дети могут самостоятельно добыть любую информацию в интернете и удовлетворить свой пытливый ум. Но ребенок должен знать, что откровенные темы в семье не под замком, что родители всегда готовы ему помочь и все объяснить.

Почему папа и мама не вместе?

Объясняя ребенку понятия любви, нежности и деторождения на примере родительских отношений, иногда можно столкнуться с детским вопросом «а почему мама и папа не живут вместе, если они любят друг друга». Это касается семей, где родители в разводе. Идиллическая картина любви и согласия между мужчиной и женщиной, представленная ребенку, может разбиться о суровую противоречивую реальность.

Как объяснить ребенку развод родителей? Родителям ни в коем случае не стоит ополчаться друг против друга, обмениваясь взаимными обвинениями, даже в том случае, когда это сложно. Ребенок должен понимать, что папа не негодяй, который бросил маму. Важно объяснить ребенку, что папа и мама его любят и уважают друг друга, но они больше не могут жить вместе.

Стоит объяснить малышу, что в жизни, помимо любви и страсти, могут быть расставания, и с этим нужно мириться и жить дальше, сохраняя хорошие отношения. Маленькому ребенку будет достаточно видеть, что родители сохранили мир, хоть и на расстоянии. А подросший ребенок уже самостоятельно сложит пазл родительских отношений.

Не секрет, что человек может окончить школу дважды: первый раз самостоятельно, а последующие разы вместе со своими детьми. Когда дети идут в школу, они получают новые знания, а их родители воскрешают свои, уже некогда полученные, знания. Школьные задачи зачастую могут заставать родителей врасплох. Школьная программа ежегодно меняется, но ее основы остаются неизменными. И родители должны знать, как понятно объяснить ребенку основные правила.

В школе ребенок получает очень много информации, поэтому задача родителя дома -систематизировать полученные ребенком знания и вместе разобрать непонятные или сложные моменты.

Как объяснить ребенку деление? Уроки с мамой

Часто родители задаются вопросом о том, как объяснить ребенку деление на понятном языке, но в то же время не прибегая к расчленению овощей и фруктов или распределению конфет среди Маш и Петь. Конфеты разделили, а сам принцип не поняли.

На выручку придет мультфильм про 38 попугаев, в котором удава измеряли попугаями. Объяснить ребенку, что основной принцип деления - это определить, сколько раз меньшее число помещается в большее. Например, 6:2 - это найти сколько двоек помещается в шестерку.

Также часто школьники сталкиваются с непониманием падежей. Казалось бы, простые понятия, вызывают сложности в восприятии, и дети часто просят родителей растолковать. Как объяснить ребенку падежи легко и просто?

Можно использовать в качестве примера предложение, в котором все слова употреблены в именительном падеже «сестра читает книга», «сосед выгуливает собака». Услышав, как нелепо звучат подобные предложения, ребенок поймет значимость употребления падежей и то, какую важную роль играет окончание у слова.

А сами падежи легко объяснить, подставляя к ним логические вопросы. Например, винительный падеж - винить кого/что? (кашу, чашку, подушку), дательный падеж - давать кому/чему? (каше, чашке, подушке) и так далее. Эти примеры наглядно показывают, как объяснить ребенку падежи играючи и легко.

Поговорим о духовном

А кто такой Бог? А для чего он нужен и где он живет? Вполне вероятно, родителям придется столкнуться с подобными вопросами. Естественно, ответ родителя будет обоснован личным отношением к религии. Конечно, можно взращивать убежденного атеиста, категорично заявляя, что Бога нет, и все это глупости. Наука правит миром.

Как правильно объяснить ребенку, кто такой Бог? Родителю нельзя быть категоричным в этом вопросе, насаждая свои убеждения, будь то ярый атеист или свято верующий. Нужно предоставить ребенку альтернативную информацию для того, чтобы у него сложилось правильное представление о Вселенной.

Нужно познакомить ребенка с Библией и рассказать, что эта книга описывает основные человеческие ценности. После прочтения детской Библии у ребенка непременно сложится общее представление о религии и человеческих взаимоотношениях, о добре и зле. И вопрос о том, как объяснить ребенку, кто такой Бог и где он живет, отпадет сам собой.

Нужно объяснить ребенку, что наука - это прогресс и практичность, а религия - это в первую очередь любовь. Рассказать, что оба этих понятия могут существовать в симбиозе и уживаться в одной личности. Главное - это посеять в сознании малыша зачатки понимания и того и другого, а вовсе не отрицание одного в пользу другого.

Говорить о духовном так же необходимо, как объяснять ребенку часы, время и как устроен мир.

Как появляется ребенок?

Каждый ребенок слышал множество невероятных вариантов того, откуда появляются дети. Кто-то говорит, что младенцев приносит аист, кто-то, что ребенка можно купить в магазине или найти в капусте. Тут есть в чем запутаться. Но все эти истории - выдумки. О том, как дети появляются на свет, рассказывается в этой статье.

Почему появляются дети

У обоих родителей в организме есть клетки-семена, которые если соединятся вместе, дают начало новой жизни. Папино семечко называется сперматозоидом, а мамино - яйцеклеткой. Сперматозоид внешне чем-то напоминает головастика и может самостоятельно двигаться. Во время любовных отношений (которые называют половым актом) папино семечко попадает к маме в животик. Там его и поджидает яйцеклетка. Сперматозоид проникает внутрь маминого семечка и из полученной клетки - зиготы - начинает развиваться ребенок.

Как из семечка получается человек

Прежде всего, надо сказать, что и сперматозоид, и яйцеклетка по животу мамы просто так не гуляют. Для их встречи и последующего развития ребенка существуют специальные органы. Так мамино семечко спокойно дожидается встречи со сперматозоидом в яйцепроводе. Это тоненькая трубочка, на внутренней поверхности которой есть реснички. Движение этих ресничек как бы подталкивает яйцеклетку, а если она уже встретилась со сперматозоидом - зиготу, к матке. Матка имеет вид кожаного мешочка, в котором будет развиваться плод. Процесс этот не быстрый и занимает около 9 месяцев. Именно столько ребенку нужно, чтобы из семечка превратится в человека.

Наше мега-семечко, зигота, вначале делится на две совершенно одинаковых клетки, каждая из этих клеток - еще на две. Получается 4. Из четырех клеток образуется 8, из 8 - 16 и так далее. Когда клеток становится достаточно много, они начинают делить функции между собой. Из одной группы образуется ухо, из другой - глаз, из третьей - нога. Вот так постепенно и формируется маленький человечек.

После какого события дети появляются из маминого животика

Процесс рождения ребенка называется родами. У мамы внизу живота есть специальное отверстие, которое соединено с маткой трубкой. Чтобы ребенок раньше времени не «сбежал» оттуда, между маткой и этой трубочкой на все время беременности формируется пробка из слизи. Когда приходит время рожать, эта пробка растворяется, а матка начинает сжиматься. Мама помогает ей, напрягая живот. И совместными усилиями они выталкивают младенца наружу. Если все проходит благополучно, ребенок через некоторое время появляется на свет.

Процесс формирования и рождения ребенка гораздо интереснее любой из выдуманных теорий. О том, как появляются дети можно узнать, просмотрев обучающее видео.