Самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи у народов мира. Как объяснить смену дня и ночи ребенку Смена дня и ночи сказочное объяснение рисунок















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

  • Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.

2-я линия развития – формирование оценочного отношения к миру.

  • Научить оценивать свое время (умение составлять режим и следовать ему).

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи.Актуализировать знания о явлениях природы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
  • Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
  • Формировать основные компоненты УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  • Содействовать познанию мира.
  • Формировать навыки самоанализа.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать, что смена дня и ночи связана с вращением Земли вокруг своей оси, различать утро, день, вечер и ночь.

Минимакс: к концу урока школьнику могут узнать об изменениях в природе в разное время суток, научиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси.

Максимум: ученики могут получить представление о том, что произойдет на Земле, если она не будет вращаться вокруг совей оси, представление о часовых поясах и о продолжительности дня в разных широтах.

Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические (выполнение учащимися практических действий)

Оборудование:

  • учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
  • глобус,
  • 4 флажка на двустороннем скотче.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.

Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)

Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Хорошо. Сейчас поработаем в группах. Напомните правила работы в группе (работать дружно, выслушивать мнение всех ребят.

Соедините стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы.

А теперь 1 представитель каждой группы озвучит результаты работы (каждой группе озвучить один из законов природы). Результаты высвечиваются на слайде (рядом с последним явлением дети у доски ставят вопрос и на слайде также появляется вопрос).

Луна вращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг Солнца, Земля вращается вокруг собственной оси.
- Подумайте, почему последний вопрос вызвал у вас затруднения. Каких знаний нам не хватает? (оформить на доске).

(Если соединят – Объясните, докажите)

- Мы не знаем, почему происходит смена дня и ночи.
- Чем мы будем заниматься на уроке? - Постараемся узнать какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле.
- Какова тема нашего урока? - Смена дня и ночи на Земле.
Совместное “открытие”знаний

А что же нам может помочь в открытии новых знаний?

Сегодня на уроке вы будете выступать в роли исследователей. Мы проведем опыты, понаблюдаем, проанализируем и сделаем выводы по теме урока.

- Учебник, учитель и т.д.
- Обратите внимание на слайд. Какое движение совершает Земля?

Понаблюдаем за нашей планетой, используя модели. (На демонстрационном столе располагаются лампа и глобус)

- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
- Посмотрите внимательно, вся ли поверхность Земли освещена одинаково?

Какое время суток в той части Земли, где стоит человечек? Что нужно сделать, чтобы на этой же территории наступила ночь?

К какому выводу можно прийти? Почему происходит смена дня и ночи?

Такие явления как день и ночь возникают в результате движения Земли вокруг своей оси.

Физминутка.

Барбарики “Шарик”.

5. Практическая работа (в группах).

Еще раз напомните, благодаря чему происходит смена дня и ночи?

Вращение Земли происходит против часовой стрелки. Покажите сначала как двигаются стрелки часов на модели. А теперь покажите движение против часовой стрелки. Сейчас эти знания нам потребуются для выполнения практической работы.

Благодаря вращению Земли вокруг своей оси.

На ваших глобусах отмечены 4 точки с помощью цветных человечков.

Поверните глобус против часовой стрелки так, чтобы в том месте, где находится красный человечек наступил день. Тогда какое время суток будет в том месте, где стоит синий человечек? (ночь) А какое же время суток будет в тех точках, где находятся зелёный и жёлтый человечки? Поскольку мы с вами исследователи, проверим наши предположения опытным путем.

- А что было бы, если бы Земля не вращалась? Если бы Земля не вращалась, то одна сторона была бы всегда обращена к Солнцу. А другая постоянно находилась в тени.
- Что в этот момент происходило бы на стороне, обращенной к Солнцу? Она бы получала много света и тепла. На ней был бы долгий день.
- Что происходило бы на другой стороне? Здесь все находилось бы в тени, значит, продолжалась бы долгая ночь.
- Какой вывод подтвердила наша практическая работа? Сравним его с информацией в учебнике на стр.52. Прочитайте текст внимательно, и скажите, о чем мы с вами еще не говорили - Смена дня и ночи связана с вращением Земли вокруг своей оси.

Полный оборот Земля совершает за 24 часа.

6. Самостоятельное применение знаний.

А теперь откройте рабочие тетради на стр.16 и выполните задание № 1 каждый самостоятельно (1 ученик называет явления, которые происходят днем, другой ученик называет явления, которые происходят ночью) Проверка результатов работы на слайде.

Вернемся к нашим заданиям, которые вызвали у нас затруднения в начале урока.

Еще раз сделайте вывод, от чего происходит смена дня и ночи.

7. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишем домашнее задание.

Р.Т. задание № 5 – для всех. Для тех, кто чувствует в себе силы и имеет желание задание № 4 повышенного уровня.

8. Рефлексия.

Кому было интересно на уроке?

Какие знаний были новыми?

Кто помог нам открыть новые знания?

Кому хочется сказать “спасибо”?

Урок окончен. Всем спасибо.

Человечество долгое время ломало голову над тем, как происходит смена дня и ночи. Трудно поверить, но еще несколько столетий назад никто из живущих на земле не представлял, как именно устроен этот сложный процесс. Так вот, во времена неизвестности люди просто придумывали, каким образом прячется солнце, лишая всех и вся вокруг своего уютного света, и откуда на его место выходит одинокая луна. Сегодня мы постараемся рассказать о самых интересных сказочных объяснениях смены дня и ночи, во многие из которых действительно трудно поверить.

Индуистское толкование

Легенда почитателей бога Кришны гласит, что с самого начала на земле всегда был светлый день и никогда не наступало темноты. Самыми первыми на планете жителями были Ями и Яма, брат и сестра, которые очень любили друг друга. Однажды Ями умер, и его сестра была безутешна. Она рыдала постоянно до тех пор, пока Кришна не сжалился на ней и не создал ночь. Сделал это Бог не случайно, а для того, чтобы во время забвения, то есть сна, Яма отпускала свое горе и постепенно приходила в себя. Кстати говоря, в Индии до сих пор помнят эту легенду и рассказывают ее своим детям для объяснения природного явления смены дня и ночи в сказочной форме.

Трактовка американских апачи

Древние индейцы племени Майя, отличающиеся своей прозорливостью и способностью предсказывать будущее, были уверены, что солнце на время ночи проглатывает какое-то огромное существо, живущее за горами. С наступлением раннего утра этот монстр выплевывает его, и мир снова наполняется светом и теплом. Кстати, это сказочное объяснение смены ночи и дня очень напоминает историю со светилом, которое проглотил знаменитый крокодил Корнея Чуковского.

Египетская теория

Древние египтяне считались одной из развитых цивилизаций на планете, иначе как объяснить их поистине божественные постройки? Так вот они, будучи язычниками, верили, что мудрый Ра спускается во тьму ночью и отвоевывает там каждый раз право на новый день. При этом он своим страшным мечом сражается насмерть со зловещими монстрами и чудовищами.

Еще одно сказочное объяснение смены дня и ночи опровергает наличие двух светил в системе мироздания. Там подразумевается, что на небе живет лишь солнце, которое в светлое время суток скачет по планете на белых лошадях, а ночью запрягает в свою тройку черных. Кстати, во многих детских сказках мира используется подобная аллегория.

Русская правда

На Руси придерживались теории, касающейся родственных связей. Как бы странно это ни звучало, но сказочное объяснение смены дня и ночи наши предки сводили к семейным отношениям между братом и сестрой, которые находились во многовековой ссоре друг с другом. Думали, что сестра - это день и олицетворение жизни, а брат считался ночью и порождением смерти. Никто из них не хотел встречаться, поэтому завидев издали очертания родственника, другой тут же торопился уйти. В русских народных сказках и загадках этому факту есть подтверждение.

Пожалуй, это все самые интересные сказочные объяснения смены дня и ночи, придумать которые могли только в древности, потому что сейчас каждый знает, как происходит их чередование.

Оксана Столь

Цель: Продолжать знакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Учить создавать двухчастные контрастные композиции.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи;

2. Развивать способности к художественному творчеству, композиции, творческое воображение.

3. Совершенствовать нетрадиционную технику рисования акварелью и восковыми мелками.

4. Закреплять знания о теплых и холодных цветах и оттенках.

5. Воспитывать любознательность, художественный вкус.

Материалы и оборудование: альбомный лист бумаги, кисть, акварель, восковые мелки, вода, шаблон круга, салфетки.

Набор иллюстраций, фотографий, репродукций с явно выраженным контрастом, аудиозапись «Времена года»

Предварительная работа: беседа о частях суток, знакомства с явлениями контраста в искусстве, дидактические игры с цветом на цветовой модели «Радуга»

Ход занятия

1. Вводная часть

Воспитатель загадывает загадки о небесных светилах о солнце и луне. Солнце светит днем, а луна ночью. Луна и солнце, день и ночь, это противоположные по смыслу слова.

Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

Черный- (дети) белый,

Длинный - короткий,

большой - маленький,

добрый - злой,

холодный - теплый.

Молодцы! Такие противоположные по смыслу пары можно найти не только в мире слов,но и в мире искусства. Их называют контрастом. Показ репродукций, построенных по принципу контраста. На картинах художников можно найти такие пары: речка широкая и узкая, гора высокая и низкая и т. д

2. Продуктивная деятельность

Объясняю как можно изобразить солнце и месяц.

Дети обводят шаблон круга и восковыми мелками рисуют солнце и месяц, Желтым, оранжевым, красным - теплыми цветами рисуем солнце и лучи, а месяц - холодными цветами - синим, фиолетовым, зеленым. Затем все закрашиваем акварельными красками по цветам.

Дети под спокойную музыку рисуют картину "день и ночь", на которой представлены в один момент солнце и месяц. Осуществление индивидуальной помощи педагогом

Физкультминутка «День и ночь»

Стихотворение к занятию. Ночь и день

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)

3. Итог.

Выставка рисунков и анализ детских работ.











Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «День-ночь» Цель: Показать зависимость наступления дня,вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить представления детей о.

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Стройка» Цель:развивать умение рисовать свой дом, выделять в своем рисунке главное, передавать в нем цветочные сочетания. Программные.

Конспект по формированию целостной картины мира во второй младшей группе. «День и ночь» Цели: познакомить с временными понятиями "день - ночь"; учить различать части суток по приметам и действиям времени; формировать навыки.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе «Цветы на день рожденья кукле Кате» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Краски Осени» «Краски Осени» Задачи: 1. Учить детей передавать колорит золотой осени, учить сочетать теплые цвета и оттенки. Продолжать учить детей свободно.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе Конспект занятия по рисованию в подготовительной логопедической группе «Светлячки» Тема «Лебеди на озере» (тема недели «Перелётные птицы»).

2 4 951 0

Мам, куда солнышко спряталось?
– Сынок, мама сейчас занята, не мешай.

Процесс смены дня и ночи у малышей вызывает много вопросов, как и все остальные явления природы. Это говорит о нормальном развитии ребенка .

Правильный ответ родителей имеет решающее значение для полноценного развития малыша и для установления доверительных отношений.

  • Не нагружайте информацией и терминологией.
  • Не врите (что-то вроде: «солнышко на тебя обиделось, потому что ты плохо себя вел»).
  • Отвечать на все вопросы, которые задает ребенок;
  • Устную форму подкрепляйте визуальной и/или ассоциативной (дети легче понимают и запоминают увиденное, чем услышанное).

В статье расскажем, как легко научить сына или дочь распознавать смену дня и ночи.

В каком возрасте объяснять и почему

Если малыш сам спросил: «Куда делось солнце?» , – родители должны доступно объяснить, чтобы у ребенка не осталось вопросов. При этом, не нагружать информацией.

    Примерные фразы-ответы

    «Солнышко пошло спать»;
    «Солнышко должна сменить луна»;
    «Солнце спряталось за тучками» годятся для объяснения детям до 2 - 2,5 лет, так как малышу будет сложно усвоить материал даже в игровой форме.

У детей постарше такие ответы вызывают шквал дополнительных вопросов. Родители, продолжая объяснения в игровой форме, могут только запутать ребенка.

По статистике, в возрасте 3-4 года дети задают около 900 вопросов в день.

Начиная с 3-х лет, если ребенок не спрашивает об этом, можно самим поинтересоваться, как он считает, почему день сменяет ночь. Услышать ответ, не перебивая, не критикуя и не высмеивая. Затем аккуратно предложить вместе разобраться в этом вопросе.

Почему меняются день и ночь

Солнечная система представлена центральной звездой – Солнцем, вокруг которой вращаются 9 планет:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Земля третья по счету от Солнца после Меркурия и Венеры. Благодаря удачному расположению нашей планеты, на ней существует жизнь. Поэтому у нас не так жарко как, например, на Венере, где температура 460 градусов Цельсия и не так холодно, как на Марсе (-125 градусов).

Солнце освещает планету поочередно – сначала одну, затем вторую половину. Благодаря этому ночь сменяет день. Этот процесс непрерывный и происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси.

Земная ось – это воображаемая прямая линия, вокруг которой совершается вращение планеты за одни сутки. Земная ось проходит сквозь ее центр.

Полный поворот Земли на 360 градусов вокруг своей оси совершается за 23 часа 56 минут 4 секунды – это одни сутки.

Рассказывать о солнечной системе можно начинать с 3-х лет, обязательно с дополнением картинок или видео. Так ребенок сможет сравнить планеты и Солнце между собой. Также, для закрепления полученных знаний.

При объяснении Земной оси, для наглядности, можно взять яблоко и продеть карандаш или любую длинную палочку от хвостика к противоположной его части.

Карандаш – это ось Земли, а яблоко – Земля.

Аналогично прокручиванию яблока вокруг карандаша, наша планета вертится вокруг своей оси.

Как объяснить на примере апельсина

Этот метод подходит для деток дошкольного возраста.

    Вам понадобится:


    - апельсин;
    - длинная палочка.

Желательно этот урок проводить вечером, так ребенку будет интереснее.

  1. Прокалываем апельсин длинной палочкой – это будет Земля , которая вращается вокруг своей оси. На апельсине можно нарисовать человечка и сказать, что здесь находится малыш.
  2. Напротив устанавливаем свечку на подставке – это Солнце .
  3. Начинаем аккуратно вращать «Землю» вокруг своей оси. По ходу объясняем, что там, где светит Солнце, сейчас день, а на обратной стороне – ночь, завтра будет по-другому.

Можно дать потрогать «теплую сторону» апельсина и объяснить, что таким же образом Солнце прогревает Землю.

Пример с глобусом

Берем глобус (или обычный мяч), напротив включаем настольную лампу (временно настольная лампа – это Солнце, которое освещает глобус – Землю).

Медленно прокручиваем глобус или мяч, указывая на темную и светлую стороны глобуса.

Попросите ребенка, чтобы он указал пальчиком на какой стороне «глобуса – Земли» сейчас день и на какой ночь.

Как обучать в раннем школьном возрасте

Желательно увеличивать информационную нагрузку, к примеру, объяснять что такое сутки и зачем нам Солнце.

Что такое сутки?

  • Сутки состоят из дня и ночи.
  • В сутках 24 часа, за это время Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Объяснить это можно с помощью глобуса с включенной настольной лампой напротив него.