Что говорит фотограф. Анонимно. Если фотограф говорит: «Я люблю снимать свадьбы» – это ложь. «Мне все не нравится»

Во-первых, не забывайте, объект фотосессии - вы, поэтому не следует навязывать фотографу в комплекте с собой всех близких людей, дальних родственников, соседей по площадке, подруг по выгулу собак и т.д. Кстати, о съемке животных я писал .

Во-вторых, получив готовые фотографии, не пытайтесь их дополнительно «довести до ума». Ведь прежде, чем согласиться на съемку, вы наверняка ознакомились с портфолио мастера и просмотрели образцы готовых фоторабот - так что должны иметь примерное представление о стиле и качестве будущих фотографий. И если вас по каким-то причинам не устроил результат - просто воздержитесь от его публичного размещения. Поверьте, фото в обработке доморощенного «фотошопера» рядом с профессиональным - еще то жалкое зрелище.

Нередко вместе с обработанными фотографиями специалист возвращает и комплект «сырых». Так вот, если вы не типичная модель , то не стоит воспринимать сей факт, как отмашку к заполнению ими глобальной сети или личного блога. Только представьте: при ретушировании мастер тщательно прорабатывает любые подмеченные недочеты и изъяны, корректирует цвет, яркость, окружающий фон - в общем, максимально приближает вас к идеалу.

Поэтому не стоит так грубо развенчивать миф о своем совершенстве, размещая в непосредственной близости от обработанных фотографий «сырые» снимки, тем более предварительно над ними «поколдовав» в фотошопе. Будьте уверены, непрофессионализм сразу бросится в глаза, рождая при этом неудобные для вас вопросы.

Часто фотомастера предоставляют услугу дополнительной обработки наиболее приглянувшихся вам кадров. Каждое такое фото обойдется в зависимости от прейскуранта в сумму от 100 до 500 руб.

Если вы предлагаете идею для конкретного фотосета, то это должна быть именно оформленная мысль с учетом ключевых нюансов: одежда , реквизит, общее настроение, место съемки и т.д. Фраза, присущая типичным моделям , звучит примерно так: «У меня шикарная идея! Я хочу чего-то такого божественно необыкновенного!» Не надо так.

Важно выделить для фотосъемки достаточное количество времени и не занимать ближайшие часы ничем другим. А если вам так необходимо в этот день нанести визит вежливости бабушке, посетить стоматолога или забрать из садика племянника - советую перенести фотомероприятие. Отнеситесь ответственно к предстоящему фотосету, ведь фотографу ценно его время так же, как и вам ваше, поэтому опоздания без уважительной причины крайне некрасивы.

Довольно часто наблюдаются типичные модели , желающие попасть на бесплатную съемку, не имея хоть малейшей идеи, чему ее посвятить. Запомните: как правило, без идеи и безвозмездно фотографируют исключительно представителей человеческого рода с идеально сложенным лицом и телом. Поэтому уважайте, пожалуйста, труд мастера - постарайтесь заранее продумать тему фотосета, тем более, если не рассчитываете за это платить.

Для вас такая съемка - пара часов непринужденных поз и свобода. Для фотографа, помимо двух часов работы, еще и недельная обработка результата. В качестве подтверждения слов: на конечную обработку единичной фотографии у меня уходит несколько часов (от трех и выше), а иногда и дней. Путем элементарных арифметических вычислений подсчитайте, сколько времени понадобится на обработку 10 фото.

Фотограф: Ольга Алорда.

Отдельно хотелось бы остановиться на наборе стандартных фраз, которые довольно часто слышат фотографы и которые слышать бы им не хотелось.

«Отдашь, как сделаешь, сильно не торопись».

Подобная фраза сообщает о вашем несерьезном отношении. А фотографы, как известно, люди творческие, и как все творческие люди, очень щепетильны в отношении к своему детищу. Поэтому не ждите после таких заявлений оперативной и тем более качественной работы. Фото вы получите не скоро, если вообще получите.

Коли и в действительности вы не озабочены результатом фотосъемки, пусть это останется вашей тайной.

«Мне все не нравится».

Не бывает так, чтобы не понравилось буквально все. Не будьте типичной моделью , сформулируйте фотографу, что именно вас не устроило: цвет, фон, ракурс, результат обработки или есть какие-то дефекты на фото . Все возможно подправить, при условии, что вы имеете четкое представление, что конкретно следует отредактировать.

«Я не буду сниматься в таком виде». «В этом платье я толстая». «Не фотографируйте меня крупным планом: у меня маленький прыщик».

Соглашаясь работать с мастером, доверьтесь ему полностью. Пусть вас не удивляет, что ваше представление о себе редко совпадает с тем, что профессионал наблюдает через видоискатель. Так позвольте ему раскрыть и запечатлеть ваш новый образ, в котором вы и не могли себя представить.

Фотограф: Alex Homin.

Не секрет, что качественные фото могут привнести внушительный бонус в копилку вашей уверенности и даже помогают избавиться от комплексов, если таковые вдруг имеются.

«А обязательно ретушировать?». «А мне не нужна обработка, отдайте просто исходники».

Попросить о чем-то подобном фотографа аналогично обращению к художнику с просьбой отдать черновые эскизы. Ведь обработка отснятого материала - неотъемлемая и немаловажная часть фотосета.

Как правило, фото без ретуши - это сырое мясо, а его вы, думаю, обычно не употребляете без предварительной кулинарной готовки (если, конечно, вы не представитель племени тумба-юмба с далекого африканского континента). Приведу еще один пример для совсем типичных моделей : вряд ли в хлебопекарне вам продадут недопеченную булку, чтобы вы допекли ее дома.

«Мне нужна только одна фотография. Сколько это стоит?»

Это стоит столько же, сколько и десять, и двадцать. Как правило, по результатам стандартной фотосессии выход приличных фотографий, подчеркиваю, соответствующих представлениям мастера о хорошем фото, не более 10–15%. И по необъяснимой закономерности, самые удачные снимки обнаруживаются среди последних кадров.

Вы все еще хотите заплатить за количество фото, а не за время съемки?

«А чем вы снимаете?»

Бессмысленно и неразумно рассуждать о вещах, по которым вам недостает знаний. Ведь фотомастер априори разбирается в этом лучше типичных моделей .

Наслаждайтесь результатом работы и не задавайте подобных вопросов. Либо, как вариант, наймите личного фотографа и спрашивайте его, о чем только душе угодно. Вам действительно так важно знать марку фотоаппарата, которым работает специалист?

Дальнейшие перлы, что называется, «без комментариев».

  • «На ваших фото я выгляжу как жуткая толстуха, на самом деле я на пяток (десяток) килограммов легче».
  • «А мне за это еще и платить нужно?»
  • «Надеюсь, вы все 300 фоток и отдадите? Они мне все нужны!»
  • «А почему так долго? Вы фотошопить будете?»
  • «А не проще ли сразу снять в черно-белой раскладке?»
  • «А разве в полный рост фотографировать не надо?»
  • «На ваших фото я такая страшная».
  • «Вы сделали что-то не так, на фотографии лицо какое-то искривленное».
  • «Вообще-то, я не собираюсь платить за фотосессию. Задумок нет никаких. Стиль «ню» не для меня. Но если что-нибудь придумаешь, звони!»
  • «Хочу, чтобы ты снял меня в «ню». Только давай договоримся, что ты никому не покажешь!»
  • «Отключи вспышку! Я так часто делаю, когда телефоном снимаю».
  • «Я приду не одна: с мамой, другом и собакой».
  • «Я считаю, отражатель здесь будет лишний!»
  • «Нет, это какая-то дурацкая поза... и эта тоже...»
  • «А твой фотоаппарат сразу не склеивает кадры в панораму?»
  • «Кто из нас фотограф: ты или я? Придумай что-нибудь сам!»
  • «Я придумала! Надо так, будто луна у меня в ладонях. И чтобы туфли видно было!»
  • «А почему нельзя встать против солнца?»
  • «На фото я хочу быть брюнеткой. И крылья не забудь дорисовать!»
  • «Я не увидела своих фоток Вконтакте. Почему ты до сих пор их не выложил?»
  • «Не мог бы ты удалить мои фотки с Одноклассников?»
  • «В общем, мне написали, что я тут на себя не похожа, удаляй эти фотки!» «Слушай, у меня планы поменялись, все фото надо удалить».
  • «Мы больше не вместе, выложишь те фоточки? Ну, пожа-а-а-алуйста, кис?»
  • «Почему ты не хочешь снимать меня рядом с этим самолетом, поездом, воздушным шаром, дохлой собакой? Хочу только там и больше нигде».
  • «Я вечером буду в скайпе. Скинешь мне фотки? Ну, не вредничай. Нужны все 300!»
  • «Посмотри, у меня идеальная кожа! Ты просто не умеешь фотографировать и поэтому боишься мне показать, что получилось».
  • «Я хочу фотосессию. Сколько ты готов мне заплатить?»
  • «Мне не нравится, свет меня слепит».
  • «Какой же ты профессионал, если не можешь снять меня на фоне спящего города?»
  • «Вау! Какой прикольный фотик!»
  • «Почему ты снимаешь этим объективом? Я хочу тем большим!»

Друзья мои, не будьте типичными моделями , иначе вас начнут снимать типичные фотографы. А это, как вы понимаете, чревато последствиями. Удачной фотосессии!

О молодом фотографе Анастасии Трепет многие узнали после появления в сети видео, где она вешает на шпиль сталинского высотного дома украинский флаг. Сегодня в её Instagram больше 5000 подписчиков. Мы расспросили Анастасию о её увлечении высотой, фотографией и связью между ними.

Я занимаюсь фотографией более 4 лет. Когда начинала, это было детское увлечение: тогда мне было 13. Фотографировать с высоты я начала почти три года назад. Мне было скучно делать обычные снимки и однажды, гуляя с подругой, мы решили забраться куда-то повыше. Нашли 16-этажку в Оболонском районе, поснимали там и это увлечение мне понравилось. Каждый раз, когда мы встречались с подругами, то шли гулять не в парк или на кофе, а искали новые высотки.





01 / 4






В Киеве есть своя тусовка руферов, которые знакомятся через соцсети, делятся интересными локациями. Мы называем это urban exploration. Руфинг во многом стал популярным благодаря Mustang Wanted. Еще пару лет назад, натыкаясь на фото других людей с крыш, удивлялась, что кто-то еще таким интересуется. А сегодня руферов действительно стало очень много, особенно, среди школьников. Но других девушек, которые всерьез этим увлекаются, я не знаю.

Сначала родители были настроены категорически против моего увлечения: волновались, наказывали… Но потом просто смирились. Мама сказала мне: «Я просто не буду заходить на твои странички в соцсетях и смотреть фотографии». Еще я предлагала сделать ей экскурсию на крышу, но она не поддержала эту идею:)


У меня никогда не было страха высоты – я даже не ощущаю адреналина, когда пребываю на крыше. Мне просто очень нравится фотографировать оттуда. Если же человек боится, то идти снимать на высотку ему точно не стоит. Все остальное – правила элементарной безопасности.

Старые дома в Киеве часто в аварийном состоянии, но руферы бывают там реже, ведь эти постройки существенно ниже привычных нам. Но там своя романтика – чердаки, например. Новые же дома, напротив, все одинаковы, отличаются только виды с крыш. Моя любимая крыша сейчас закрыта – это 30-этажный элитный дом на бульваре Л. Украинки. Вид оттуда просто захватывающий!

Одна из главных составляющих хорошего руф-фото – погода. Если на улице слишком жарко и на горизонте «дымка», то снимок может долго не получатся. Если же небо облачное или даже предгрозовое, то кадр выходит очень ярким. Остальное зависит от техники: широкоугольный объектив, телевик 75-300 mm или kit. Я снимаю на Canon 500D, а панораму уже делаю в Photoshop. Также обрабатываю фото в лайтруме. В последнее время задумалась об приобретении камеры с компактным размером и хорошими техническими возможностями. Сейчас остановила свой выбор на EOS M3 – беззеркальной камере. Посмотрим, на что она способна в полевых условиях.



01 / 2



Кроме руф-фото еще снимаю людей – многим сейчас интересно фотографироваться на крышах. Также занимаюсь съемкой ювелирных украшений.

Чем больше людей знают об открытой крыше, тем быстрее её закроют.

Три самых высоких здания в Киеве – это жилой комплекс «Кловский», бизнес-центр «Парус» и торгово-развлекательный центр «Gulliver». На первом я уже бывала, хочу покорить два остальных.

Недоступных мостов в Киеве нет. Самые высокие – Южный и Московский. Я была на Московском, его высота – около 120 метров.


Попасть на крышу легально почти невозможно. Такого, чтобы мы предварительно договаривались о подъеме с владельцами дома или консьержем, не было никогда: люди очень настороженно относятся к нашему увлечению. Иногда, проходя мимо консьержа, приходится говорить, что идешь к кому-то в гости. В одном элитном доме была очень серьезная система охраны: мы придумали купить торт, бутылку вина и сделать вид, что идем на День рождения к друзьям. Нас долго не хотели пускать, пытались позвонить владельцу названной нами квартиры, но нам удалось убедить секьюрити, что это должен быть сюрприз:)

Я 6 раз была в отделении милиции. Обычно все заканчивалось просто объяснительной запиской. Дважды еще дали по 200 грн «за бензин»:) Проблемы могут быть за взлом замка, но мы таким не занимаемся. Жильцы вызывают милицию по разным причинам: боятся краж в доме, опасаются за имущество на крыше, просто перестраховываются.

Я не снимаю ч/б – мне кажется, фото с высоты лучше смотрятся в цвете.


Наиболее сложно было делать фото с дома со звездой на Крещатике – этот шпиль еще и раскачивался. Трудно снимать и на старых домах – там шифер иногда проваливается и штатив не поставишь.

Мечтаю поснимать в Гонконге и в Дубае. Где повыше, там и интересней.

Я не оканчивала каких-либо курсов, даже видео-уроков по PhotoShop почти не смотрела – просто импровизировала и так училась.

© Себастьяно Сальгадо / Amazonas Images

«Ваши первые 10 000 фотографий – Ваши худшие», - Анри Картье-Брессон .

«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», - Арнольд Ньюман .

«Которая из моих фотографий самая любимая? Та, которую я собираюсь снять завтра» , - Имоджен Каннингем .

«Выдающаяся фотография – это глубина чувств, а не глубина резкости », - Питер Адамс .

«Вы не фотографируете, вы создаете» , - Ансель Адамс .

«Если ваши снимки не достаточно хороши, значит, вы находитесь не достаточно близко», - Роберт Капа .

«Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести », - Карл Лагерфельд .

«Ничего не происходит, когда вы сидите у себя дома. Я всегда ношу камеру с собой в любое время... Я просто снимаю то, что меня интересует в текущий момент» , - Эллиотт Эрвитт .

«В фотографии есть настолько тонкая реальность, что она становится все более реальной, чем сама реальность », - Альфред Штиглиц.

«Я не интересуюсь правилами или конвенцией. Фотография это не спорт», - Билл Брандт .

«В каждой фотографии всегда есть два человека: фотограф и зритель» , - Ансель Адамс.

«Для меня фотография – это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте... Я обнаружил, что это имеет мало общего с тем, что вы видите и со всем, что связано с тем, как вы видите» , - Эллиот Эрвитт.

«Меня не интересует фотография сама по себе. Я лишь хочу захватить минутную часть реальности », - Анри Картье-Брессона .

«Мир просто не укладывается в формат 35-мм камеры» , - Юджин Смит.

«Послушайте, я не интеллигент - я просто фотографирую» , - Хельмут Ньютон .

«Фотография может представлять только настоящее. Как только вы это сфотографировали, оно становится частью прошлого» , - Беренис Эбботт .

«Ни одно место не скучно, если ночью вы имели хороший сон, и у вас есть неэкспонированная пленка» , - Робер Адамс .

«Смотрите и думайте, прежде чем открывать затвор. Сердце и разум – это истинный объектив камеры », - Юсуф Карш .

«Для фотографа важнее иметь очень хорошую обувь, чем очень хорошую камеру » - Себастьяно Сальгадо .

«Я всегда думал, что хорошие фотографии, как хорошие шутки. Если вы их объясняете, они уже не так хороши» , - неизвестный автор.

«Если вы фотографируете в цветном, то показываете цвет одежды, а если вы снимаете в черно-белом цвете, то показываете цвет души », - неизвестный автор.

«Покупка Nikon не делает вас фотографом. Она делает вас владельцем Nikon» , - неизвестный автор.

© Бруно Барбе / Magnum Photos

«Одно фото вне фокуса – это ошибка, десять фотографий вне фокуса – это эксперименты, сто фотографий вне фокуса – это стиль », - неизвестный автор.

«Большинство моих фотографий основано на людях, я смотрю на неохраняемый момент, когда душа выглядывает, тогда опыт выгравирован на лице человека» , - Стив Мак-Карри.

«Я должен снимать по три кассеты пленки в день, чтобы глазам хватало практики », - Джозеф Куделка .

«Помните, что человек, которого вы фотографируете, составляет 50% портрета, а остальные 50% - это вы. Вы нуждаетесь в модели настолько, насколько он или она нуждается в вас. Если они не хотят помочь вам, это будет очень безрадостная картина», - Лорд Патрик Личфилд.

«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее », - Салли Манн .

«Хороший снимок останавливает ускользающее мгновение» , - Eudora Welty .

«Фотография подбирает факт из жизни, и он будет жить вечно» , - Рагху Рай .

«Результаты вызывают сомнения даже среди более опытных фотографов» , - Мэтью Брейди .

«Важнее ладить с людьми, чем щелкать затвором» , - Альфред Айзенштедт .

{module Яндекс директ (7)}

«Я вижу что-то особенное и показываю это камере. Момент удерживается, пока кто-нибудь его не увидит. Тогда он их» , - Сэм Абель .

«Я пошел в фотографию, потому что мне показалось, что это идеальное средство, чтобы комментировать безумие сегодняшнего существования» , - Роберт Мэпплторп .

«Я думаю, что лучшие фотографии часто на острие любой ситуации, я не нахожу фотографирование ситуации таким же интересным, как фотографирование грани» , - Уильям Альберт Аллард .

«Чтобы быть хорошим фотографом, нужно иметь богатое воображение. Вам нужно меньше воображения, чтобы стать художником, потому что вы можете выдумать какие-то вещи. А в съемке настолько все обычное, что вам придется много рассматривать прежде, чем вы научитесь видеть необычное» , - Дэвид Бейли .

«Две наиболее привлекательные особенности фотографии состоят в том, чтобы сделать новые вещи знакомыми и знакомые вещи новыми» , - Уильям Теккерей .

«Думаю, я снял около 40 000 негативов и из них у меня есть около 800 фотографий, которые мне нравятся» , - Гарри Каллахан .

«Я не заворачиваюсь в технику и тому подобное», - Фэй Годвин .

«Вы можете отдать фотографии все, но от нее вы получите лишь одну вещь – счастье» , - автор неизвестен.

«Когда я фотографирую, то, что я действительно делаю, я ищу объяснения вещам» , - Wynn Bullock .

«Будет время, когда вы окажетесь в поле без камеры. Тогда вы увидите самый великолепный закат или самую красивую сцену из всех, что когда-либо наблюдали. Не горюйте из-за того, что не можете его запечатлеть. Присядьте, впитайте его и наслаждайтесь им, тем, каков он есть! », - Degriff .

«Иногда вы можете рассказать большую историю с крошечным предметом », - Элиот Портер .

«В конечном счете, фотография о том, кто вы есть. Это правда по отношению к себе. И поиск истины становится привычкой» , - Леонард Фрид .

«Не переставать видеть. Не прекращать кадрирование. Не выключаться и включаться. Это непрерывно» ,- Энни Лейбовиц .

«Большинство вещей в жизни это моменты радостей и трудностей. Фотография – это момент затруднения и целая жизнь удовольствия», - Тони Бенн .

«Мир художника безграничен. Его можно найти далеко от места, в котором он живет или в нескольких футах. Хотя он всегда на пороге своего дома », - Пол Стрэнд .

«Моя жизнь обусловлена острой необходимостью бродить и наблюдать, и мой фотоаппарат – это мой паспорт» , - Стив Мак-Карри

«Фотография полностью абстрагировалась от жизни, но она выглядит как жизнь. Именно это всегда волновало меня в фотографии », - Ричард Kalvar .

Этой беседы могло бы в принципе никогда не состояться. Мне, как журналисту, который любит свою работу и, к тому же, зарабатывает на этом, сложно было представить, что один из ведущих фотографов города практически отказался от съемки свадеб – пожалуй, самой доходной части этой профессии. Почему? В случайной беседе он сказал: “Готов высказаться и объяснить всё”. Мы решили дать ему такую возможность.

У меня 10-летний опыт съемки свадеб. Бывало, снимал 40 свадеб в год - каждую пятницу и субботу. Я много зарабатывал. В итоге понял: или я закостенею, или брошу камеру вообще. Можно полюбить свою первую свадьбу. Две, три четыре… Но не 40-ю по счету и не пять лет подряд. Тебя тошнит от этого, а ты улыбаешься клиентам. Ты говоришь, что сделаешь всё красиво, но обманываешь, потому что самому тебе уже не кажется, что это так красиво, как ты делал раньше. И так ты становишься «охотником за головами».

Свадьба - это как новогодний огонёк для детей. Все хлопают в ладоши и всё так классно выглядит, но интересно только детям. А у тебя такие ёлки одинаковые каждую неделю.

С утра приезжаешь с вопросом: «Где невеста? Как вас зовут? Юля? Хорошо, а я ваш фотограф». Это самое ужасное, что может быть. Почему фотографы так любят свадьбы в необычных местах? Потому что ЗАГСы уже всех достали. Невозможно в фотографии быть ремесленником. Не в обиду тем дядям из ЗАГСов, которые снимают 20 лет одно и то же и при этом улыбаются.

В разгар свадебного банкета можете спросить любого фотографа: «Как дела?». Вы увидите гримасу и услышите в ответ: «Меня достало всё!». Кстати, самые честные лица на свадьбах у видеооператоров с телеканалов. Они как будто снимали до этого недельный репортаж и уже особо не креативят: дубль первый, дубль второй. Выражения лиц при этом не меняют.

Свадебная индустрия превратилась в царство лицемерия. У нас много агентств, много фотографов, и все себя продвигают как свадебные специалисты. Всё ради денег. Для фотографа, ведущего, флориста вы - одноразовый клиент. Потом вы здороваетесь с фотографом на улице, а он не помнит вас. Но как? Он же написал месяц назад на своей странице: «…это самые весёлые ребята… самая яркая пара…». Это лицемерие. Но такие посты расходятся репостами, даже если жениху с невестой какие-то фото не понравились, они всё равно сделают себе репост.

Я публикую свадебные фотографии крайне редко - только если фотография, с моей точки зрения, является художественной. Но при этом я не смогу никогда написать: “самая яркая свадьба этой весны”.

Почему фотографы отдают фотографии долго? Не потому что загружены: можно приехать со свадьбы, два дня отдохнуть и потом всё сделать. На самом деле, ты хочешь забыть эту свадьбу, оставить на какой-то период времени, чтобы немного остыть и уже трезвым взглядом всё отсмотреть. Обычно получается 3-4 тысячи фотографий, и две недели ты отбираешь лучшие. Потом разбиваешь их по папкам, делаешь цветокоррекцию, ретушь.

Отдавать оригиналы фотографий боятся только неопытные фотографы, потому что снимают кое-как и потом делают большую обработку. В Курске всего несколько фотографов, которые снимают без обработки вообще.

Раньше бывало так, что мои фото не нравились. Я всегда спрашивал, почему, и был готов вернуть деньги. Сейчас такого нет. О всех нюансах на фото я предупреждаю заранее. Например, если мы будем снимать у Знаменского Собора, это будет фото на память, но я не смогу сделать художественную фотографию.

У нас не любят слишком эмоциональные фото. Если я сниму, как невеста в ЗАГСе смеется от души, потом фото забракуют. Людям нужна статика, кольца, букет…

Однажды зимой мы отсняли очень красивую свадьбу: шел снег и укладывался шапками на ветках деревьев. А потом ко мне подходит невеста и спрашивает: “Почему вы не сняли жениха у меня на ладошке?”. Я сначала даже не понял вопроса, подумал, что розыгрыш.

Профессия фотографа сродни психологу. Я оцениваю, кому фото важнее - невесте или жениху. И не скажу, что это всегда невеста, ей обычно всё нравится, она в эйфории. Если заказ оплачивает мама жениха или невесты, я уже знаю, что ее надо снимать целый день наравне с невестой. Я также знаю, что на банкете надо запечатлеть тётю, дядю и бабушку.

Когда у меня спрашивают, сколько стоят мои услуги, я сразу не отвечаю. Я очень много раз терял «дорогих» клиентов, потому что называл слишком простой для них ценник. Это их пугало. Вы же не купите новую машину за 30 тысяч рублей? Если люди готовы платить фотографу среднемесячную зарплату за свадебный день - это нормально. Если просишь меньше, для клиентов теряется ценность твоей работы.

Любая свадьба проходит для фотографа тяжело. Это работа на ногах по 10-12 часов. А если вдруг присядешь, все сразу думают: «Вот лентяй. Получит 30 тысяч и сидит, ничего не делает. Что там фотографировать - кнопку нажимай и нажимай». И что-то доказывать этим людям бесполезно.

Уверен, что у каждого фотографа есть кадры «в корзину», которые они делают просто, чтобы клиенты слышали звук щёлкающего затвора. Это цирк.

В Курске можно отснять свадьбу и за 100 тысяч рублей. Что бы я сделал за эти деньги? Нанял бы команду статистов, чтобы они ходили за мной и держали штативы. Со съемкой я справлюсь сам, а команда будет «пылью в глаза», показухой для родителей жениха и невесты.

Сейчас мне нужны мои клиенты, чтобы я мог работать свободно над другими проектами. Все художники мечтают писать то, что хотят, и чтобы за это платили. Но так бывает редко. Обычно ты пишешь, но это никто не понимает. И это не продается, хотя ты видишь в этом искусство.

Один из самых известных современных российских фотографов Сергей Максимишин рекомендует своим студентам 54 лучших репортажных фотографов современности. Расскажем вкратце о каждом из них.

Ян Даго (Jan Dago)

Творчество датского фотографа Яна Даго началось с создания короткометражных фильмов, но известен он стал благодаря своим эмоциональным фоторепортажам, созданным им в течение нескольких лет в самых разных странах мира. Ян Даго трижды становился лауреатом World Press Photo. Его работы публикуются в известнейших международных изданиях.

Стэнли Грин (Stanley Greene)

главное фото

«У меня никогда нет денег, потому что все до копейки я трачу на свои поездки и репортажи о том, что считаю важным. Я пробую просить заказы у журналов, а они отвечают: „Нет, мы лучше поснимаем, что у Пэрис Хилтон под юбкой“. К сожалению, то, что у нее там есть, не спасет мир...» - сказал в одном из своих интервью Стэнли Грин.

Все его творчество служит главной цели - рассказать о кризисах современности, показать жестокость войн и разрушительные последствия экологических проблем, обратить внимание общественности на то, что происходит рядом с нами. Глубоко философские и реалистичные, репортажные фотографии Стэнли Грина давно завоевали славу лучших.

Шеймус Мерфи (Seamus Murphy)


Портфолио Шеймуса Мерфи - словно книга, посвященная всем жителям планеты. Это невероятно эмоциональный, сопереживающий рассказ о жизни разных народов. Иногда его фотографии слегка ироничны, но зачастую все-таки трагичны, так же как и людские судьбы. Шеймус Мерфи семь раз был награжден премией World Press Photo.

Бруно Стивенс (Bruno Stevens)

Бруно Стивенс - автор множества запоминающихся репортажей, который освещал конфликты в Сербии, Анголе, Восточной Африке и других странах, фотограф, создавший поэтические снимки-очерки повседневной жизни людей. Вот что он говорит о своем творчестве: «Я наблюдаю, думаю, анализирую. Мои фотографии - это истории, в которые я вкладываю свои эмоции и чувства. Они должны быть глубокими, подобно метафорам... Я ничего не создаю. Моя камера - словно блокнот или записная книжка. Я пишу светом».

Томас Дворжак (Thomas Dworzak)

Томасу Дворжаку было всего 20 лет, когда он добровольно отказался от благополучной жизни в Баварии и захотел узнать, что такое война. Он посвятил свою жизнь жанру фоторепортажа, побывал в различных горячих точках и сделал кадры, которые навсегда останутся в мировой военной фотографии. «Мне нравится, что я не в состоянии полностью контролировать происходящее во время съемки; единственное решение с моей стороны - выбор кадра. Вы можете сказать, что это недостаток фотографии, но это также и то, что делает ее магией» , - говорит Томас.

Антонин Краточвил (Antonin Kratochvil)

Уроженец Чехии, Антонин Краточвил достаточно долгое время скитался по Европе. В 24 года он переехал в США, где и началась его карьера фотографа. За это время он запечатлел множество решающих событий, произошедших в мире: последствия чернобыльской катастрофы, военные конфликты в Ираке, Нигерии и других странах. Показывая войну вместе с повседневностью, Краточвил создал документальную реалистичную галерею жизни современников.

Ларри Тауэлл (Larry Towell)


Ларри Тауэлл не только фотограф, он занимается фолк-музыкой, пишет книги и просто наблюдает за окружающей жизнью. «Если и есть тема, которая связывает все мои работы, я думаю, это земля: как она делает людей теми, кем они становятся, и что происходит с ними, когда они теряют свою землю, утрачивая с ней и свою личность» , - говорит Ларри.

Ян Граруп (Jan Grarup)

«Мой самый главный совет - слушайте свое сердце. Если вы будете снимать без эмпатии, у вас ничего не получится. Только время, проведенное в месте съемки с героями, только общение и взаимодействие, только помощь и сочувствие помогут вам создать настоящую историю» , - сказал когда-то Ян Граруп. Его черно-белые кадры рассказывают о бедах и чужой боли. Показывая жизнь людей в условиях войн и кризисов, он обращает внимание мирового сообщества на маленькие подвиги, которые стали неотъемлемой частью жизни некоторых из нас.

Кэролин Коул (Carolyn Cole)


Кэролин начала карьеру фотожурналиста сразу после окончания университета в 1983 году. Она побывала в Косово, Афганистане, Израиле, Ираке - везде, где происходили серьезные военные события. В 2004 году Кэролин стала обладательницей Пулицеровской премии за фоторепортаж о Либерии.

Александра Булла (Alexandra Boulat)


Александра освещала трагические события, происходившие во всем мире. Ее снимки публиковали крупнейшие издания: Newsweek, Paris Match, National Geographic. Она была одним из ведущих французских фотографов-репортеров. Начиная с 2006 года Александра специализировалась в основном на конфликте в Газе. В 2007 году она ушла из жизни.

Томаш Гудзовати (Tomasz Gudzowaty)


Польский фотограф Томаш Гудзовати специализируется на некоммерческих съемках спортивных состязаний. В его портфолио мы видим динамичные снимки монгольских скачек, уличного паркура, тренировок мастеров кунг-фу и многого другого. Его работы активно публикуют Forbes, Newsweek, Time и The Guardian. Сам Томаш не считает себя спортивным фотографом и говорит, что каждый его кадр - это рассказ о человеке.

Тим Клейтон (Tim Clayton)


Тим Клейтон, помимо прочего, занимается и спортивной фотографией. Британский репортер осветил уже восемь Олимпиад и пять чемпионатов мира по регби. Наконец, он интересуется уличными съемками. За уникальное чувство композиции и умение выбирать необычные ракурсы Тима иногда называют живым классиком фотографии.

Хайди Брэднер (Heidi Bradner)

Хайди Брэднер известна своими гуманистическими репортажными снимками. Ее работы активно публикуют New York Times Magazine, Granta, GEO, Time, Newsweek, US News & World Report, Stern. «Когда я нахожусь в другой стране, то очень открыта тому, что рассказывают мне люди...» - говорит Хайди. Должно быть, именно в этом секрет ее успеха.

Ноэль Патрик Куиди (Noel Patrick Quidu)

Французский фотограф Ноэль Патрик Куиди снимал в Афганистане, Руанде, Чечне, Югославии, на Балканах. «Война так уродлива, что я не понимаю тех, кто стремится сделать красивые фотографии» , - сказал он как-то. Его кадры реалистичны и в то же время наполнены гуманизмом и сочувствием. Ноэль трижды удостаивался премии World Рress Рhoto.

Икка Уймонен (lkka Uimonen)


Икка Уймонен, выпускник Королевской академии искусств в Гааге, сделал своим главным жанром военный репортаж. Ведущей темой его работы стало освещение военных конфликтов в Афганистане и Палестине.

Кристофер Моррис (Christopher Morris)


Кристофер Моррис - один из самых известных американских фотожурналистов. Он снимал вторжение войск США в Ирак, военные действия в Колумбии, Афганистане, Сомали, Югославии, Чечне и других странах, в общей сложности 18 международных конфликтов. Кристофер - обладатель огромного числа наград, в том числе Золотой медали Роберта Капы (Robert Capa Gold Medal) и премии World Press Photo. «Роль фотографа на войне очень важна: мы должны столкнуться с ее уродством, если хотим мира во всем мире. Началось новое тысячелетие, но конфликтов стало не меньше, а больше. Если вы считаете Южную Африку и Зимбабве опасными странами, где белому человеку опасно ночью появляться на улице, вспомните, что это последствия прошлого - слепоты колонизаторов и оккупантов» , - говорит он.

Люк Делайе (Luc Delahaye)


Люк Делайе - известный французский фотограф, который вот уже много лет снимает войны, социальные конфликты, страдания и бедность. Его работы отличает подчеркнутая честность перед зрителем, которая сочетается с продуманным драматизмом повествования, состоящего из серии снимков. Люк начал работать в середине 1980-х годов, и за прошедшие почти 30 лет снял едва ли не все значимые военные конфликты - в Ливане, Афганистане, Югославии, Руанде, Чечне и Ираке. Фотографии Люка Делайе не только публикуются в прессе, но и выставляются в музеях, создавая по-настоящему сильные композиции.

«Это просто правда, что в Афганистане смерть соседствует с красивыми видами. Не показывать это противоречие?, - рассказывает Люк. - Журналисты, представляющие прессу, видят афганские пейзажи, но не снимают их, потому что их не просили это делать. Все мои усилия направлены на то, чтобы быть настолько нейтральным, насколько это возможно, а также чувствовать как можно больше для того, чтобы позволить изображению открыть зрителям тайну реального».

Георгий Пинхасов

Георгий Пинхасов - один из выдающихся фотографов своего поколения и единственный россиянин, ставший полноправным членом авторитетнейшего агентства Magnum. После окончания ВГИКа Георгий работал в статусе свободного художника сперва в СССР, затем, с 1985 года, во Франции. Его работы на редкость колоритны, а одной из известнейших стала серия «Тбилисские бани», после создания которой он и был принят в Magnum. Георгий Пинхасов - обладатель наград World Press Photo, Bourse de la Ville de Paris (Франция), Society of News Design Awards of Excellence (США), его работы публикуются в GEO, Actuel, New York Times.

«Все лучшие мои фотографии - это непредвиденности. Нужно всего лишь уничтожить собственное своеволие, стереотип и отдаться свободной волне... Нужно найти гармонию с реальностью, но, еще раз, это не гарантирует вам успеха».

Джеймс Нахтвей (James Nachtweу)


Джеймс Нахтвей - один из самых известных военных фотографов, который начал работать в зонах вооруженных конфликтов еще в 1981 году, когда он сделал ставший впоследствии почти легендарным репортаж о волнениях в Северной Ирландии. После этого война и социальные столкновения стали основной темой его работ, проникнутых настоящей болью и призывом остановить насилие на всей планете. Джеймс работал в ЮАР, Латинской Америке, на Среднем Востоке, в России и других странах бывшего Советского Союза, а также в Восточной Европе.

Преданность делу и гуманистическим идеалам сделали Джеймса Нахтвея одним из самых авторитетных репортажных фотографов, что нашло отражение не только в большом количестве персональных выставок, но и в премии World Press Photo в 1994 году, а также в пяти медалях Роберта Капы в 1983, 1984, 1986, 1994 и 1998 годах.

«Я наполовину глухой. У меня плохие нервы и постоянно звенит в ушах... Наверное, я оглох из-за того, что не вставлял в уши затычки, потому что на самом деле я хотел слышать. Хотелось достичь максимальной силы ощущений, пусть даже они чересчур болезненны» , - рассказывает Джеймс.

Гидеон Мендел (Gideon Mendel)


Гидеон Мендел родился в 1959 году в ЮАР. Будучи гражданским активистом, своими снимками он не просто пытается обратить внимание на какую-либо проблему, но и буквально призывает решить ее. И главной темой его творчества, что неудивительно для южноафриканца, стала проблема СПИДа. Он одним из первых описал эту страшную беду силами фотографии.

За свои работы Гидеон Мендел получил немало наград, а его снимки активно публикуют ведущие мировые издания, среди которых National Geographic, Fortune Magazine, Condé Nast Traveller, GEO, The Sunday Times Magazine, The Guardian Weekend Magazine, L’Express и Stern Magazine.

Эндрю Теста (Andrew Testa)


Эндрю Теста родился в Англии в 1965 году и начал свою карьеру как внештатный фотограф в газетах Guardian и Observer. Первым направлением его работы стало протестное движение «зеленых», но с 1999 года Эндрю Теста полностью ушел в репортажную фотографию, освещая многочисленные вооруженные конфликты. Первым местом его работы стало Косово, а затем были страны Центральной Азии, Балканы и другие регионы.

Первую свою награду World Press Photo он получил еще в 1994 году, и с тех пор их стало уже три. Неудивительно, что его репортажи можно увидеть в таких изданиях, как Newsweek, Time, Stern, GEO, Paris Match, Der Spiegel, The Sunday Times Magazine и многих других.

Энтони Сво (Anthony Suau)


Энтони Сво - американский фотожурналист, специализирующийся на социальных конфликтах и их отражении в судьбах людей. Он снимал снос Берлинской стены, что положило начало его десятилетнему проекту о трансформации Восточного блока, создал репортаж о голоде в Эфиопии, за который он получил Пулицеровскую премию, стал автором фотопроекта об образах и лозунгах внутри США во время войны в Ираке. Энтони Сво дважды побывал в Москве: в 1991 году, во время путча, и в 2009 году.

«Я отдаю себе отчет о том риске, который есть в любом военном конфликте. Когда я туда направляюсь, то знаю, на что иду. Часто журналист выступает на одной из сторон, и у каждой из них своя правда, свои идеалы, свое понимание того, за что они бьются. Я стараюсь никогда их не разделять. Для меня важно, как я увижу историю того или иного конфликта».

Рон Хавив (Ron Haviv)

Рон Хавив - фотограф, сделавший своей целью показать войну такой, какая она есть. Родившись в 1965 году, он практически сразу после окончания Нью-Йоркского университета стал снимать вооруженные конфликты, ставшие обыденностью даже в Европе. Среди первых его командировок - битва за Вуковар в Хорватии, осада Сараево, зверства, совершенные в сербских концлагерях в Боснии и Герцеговине, и многое другое. Снимал он и иные трагедии: землетрясение на Гаити, голод в Бангладеше, войну с наркобаронами в Мексике. В 2001 году Рон Хавив основал фотоагентство «VII», в которое наряду с ним вошли, например, Кристофер Моррис и Джеймс Нахтвей.

Он вспоминает: «Ужасно, когда рядом с тобой кого-то убивают. Когда это случилось в первый раз, мне не позволили снимать. Я не мог их спасти, но если бы я не рассказал об этом миру, было бы еще хуже. И я пообещал себе, что если снова окажусь в такой ситуации, то уж, по крайней мере, сумею нажать на кнопку» .

Паоло Пеллегрин (Paolo Pellegrin)


Паоло Пеллегрин - итальянский фотограф, который сочетает в себе талант фотожурналиста с талантом фотохудожника, создавая порой настоящие произведения искусства, которые при этом не лишаются своего изначального содержания, оставаясь глубокой журналистской работой.

Паоло родился в 1964 году в Риме и изначально планировал стать архитектором, но проучившись три года, понял, что к фотографии его влечет намного больше. Он завершил учебу на фотографическом факультете, после чего переехал в Париж и десять лет работал в агентстве VU. С конца 1990-х годов основной тематикой работ Паоло Пеллегрина становятся войны и социальные конфликты, а сам он перемещается из одной горячей точки в другую. Именно на этом поприще Паоло стал наиболее известен, а его работы принесли ему многочисленные награды: World Press Photo, Leica Medal of Excellence и Золотую медаль Роберта Капы.

«Я начал путешествовать в конце 1990-х, фотографируя события в Дарфуре и других горячих точках того времени. Я снимал Косово. С тех пор я так и не смог остановиться», - рассказывает фотограф. - Думаю, для меня важно желание задокументировать и создать визуальный рассказ о нашей истории, хотя бы о ее части. Я заинтересован в социальной, гуманистической стороне фотографии, и для меня в этом заключается основное отношение к жизни. Я люблю общаться с людьми и быть посредником между фотографией и ее зрителем. Мотивация для меня - связать эти три составляющие«.

Алекс Уэбб (Alex Webb)

Алекс Уэбб - один из немногих фотографов, имеющих по-настоящему глубокое классическое образование. Помимо занятий фотографией в Центре изобразительных искусств Карпентера он изучал литературу и историю в Гарвардском университете. А с 1975 года началась его карьера в качестве профессионального фотографа, причем он сразу же был замечен публикой и редакторами.

За прошедшее время он добился впечатляющих успехов, став признанным мастером фотоискусства: его работы можно найти в Кембриджском музее искусств, Международном центре фотографии в Нью-Йорке и во многих других музеях. Кроме того, в качестве журналиста он активно публикуется в таких изданиях, как National Geographic, GEO, Time, New York Times Magazine. Также Алекс Уэбб - автор многочисленных книг по фотографии.

«Когда я работаю, то действительно должен работать. Мне необходимо оставаться настроенным. Я должен встать рано утром, выйти из дома и быть любопытным; когда же свет становится менее интересным, то я иду завтракать... Я работаю в цвете, поэтому качество освещения для меня особенно важно, по этой причине я снимаю в одно время суток больше, чем в другое. Я всегда стараюсь быть на улице во второй половине дня и в вечернее время», - говорит Алекс.

Франческо Зизола (Francesco Zizola)

Итальянский фотограф Франческо Зизола родился в 1962 году в Риме. В фотожурналистику он пришел незадолго до начала многочисленных вооруженных конфликтов в Европе и прочих частях света, поэтому неудивительно, что молодой итальянский фотограф стал посещать эти горячие точки в качестве корреспондента. Он был в Анголе в 1996 году, подготовил два проекта, посвященных проблемам Ирака, а также снимал в Африке, Бразилии и других регионах.

Итогом 13 лет его работы стала книга Born Somewhere, посвященная детям тех стран, в которых он побывал. За свою работу Франческо Зизола получил семь наград World Press Photo и четыре награды Picture of the Year.

Дэвид Гуттенфельдер (David Guttenfelder)

Американский военный репортер Дэвид Гуттенфельдер, как и все его коллеги, просто не может долго находиться дома и при первой же возможности старается отправиться в новую поездку. Однако мало кому из фотографов удалось побывать в общей сложности в 75 странах мира!

Основной тематикой его работ являются войны и те гуманитарные катастрофы, которые их сопровождают. Дэвид освещал геноцид в Руанде, конфликты в Палестине, Афганистане и Ираке. Впрочем, не отказывается он и от работы на различных важных событиях вроде инаугурации Барака Обамы или Олимпиад (он побывал на нескольких).

Одним из самых известных его проектов стала серия снимков из Северной Кореи, в которую совсем непросто попасть американцу, да еще и профессиональному фотожурналисту. Тем не менее, Дэвиду Гуттенфельдеру удалось сделать очень содержательный репортаж из одной из самых закрытых стран мира.

Эрик Рефнер (Eric Refner)


Датчанин Эрик Рефнер начинал свою карьеру в качестве коммерческого фотографа. Однако в какой-то момент он понял, что романтика фотожурналистики привлекает его существенно больше, и стал путешествовать по миру с камерой в руках. Он снимал конфликты в Дарфуре, Афганистане, Ираке.

Впрочем, Эрик не ограничивается только войнами и гуманитарными катастрофами, диапазон его творчества значительно шире. В частности, премию World Press Photo он получил за репортаж о «последних романтиках рокабилли», которые и сегодня живут так, словно на дворе 1950-е годы.

«Терпеть не могу слушать жалобы и оправдания, что все идет не так, как хочется. Я не люблю людей, которые холодны к своей работе. Технически в фотографии нет ничего сложного. В ней важно понимание и желание сделать что-то уникальное, без страсти к этому делу ничего не получится», - рассказывает фотограф.

Реза Дегати (Reza Deghati)

Реза Дегати - один из самых известных фотографов наших дней, чьи снимки много раз украшали обложки таких изданий, как National Georgaphic, GEO, Time Photo и многих других. Он родился в Иране, но был вынужден покинуть его в 1979 году после государственного переворота, приведшего к власти радикальных исламистов.

За прошедшие годы Реза Дегати добился признания как один из выдающихся фотографов-гуманистов, сочетающий профессиональный талант с искренней любовью к человечеству. Его снимки проникнуты стремлением к лучшему, желанием «дать миру шанс», поэтому неудивительно, что, проявив себя как фотограф и педагог (с 1983 года им реализовано множество учебных программ в разных странах мира), Реза Дегати является еще и филантропом. В 2001 году он основал благотворительную ассоциацию AINA, занимающуюся вопросами детского образования.

«Во мне уживаются две натуры, фотографа и гуманиста. Фотография для меня - это не просто изображение. Своими работами я пытаюсь наладить связь между культурами, а также показать обществу страны и людей, которых они не видели», - говорит Реза.

Аббас (Abbas)

Иранский фотограф Аббас Аттар впервые прославился в мировом масштабе еще в 1970-е годы, когда начал снимать постепенно вызревавшую исламскую революцию в своей стране. После переворота 1979 года он покинул родину и переехал во Францию. В качестве фотокорреспондента он работал в самых разных точках планеты, освещая главным образом войны и другие конфликты. Аббас побывал в таких странах и регионах, как Бангладеш, Ирландия, Вьетнам, Чили, Куба, Ближний Восток, ЮАР времен апартеида.

С конца 1980-х годов Аббас занимался большим проектом, посвященным подъему мусульманства в разных регионах планеты, который не только принес фотографу славу, но и перерос в своего рода попытку показать реальность религий как таковых, а также столкновение различных идеологий.

«Я бы назвал это ощущение вдохновением, с той поправкой, что оно далеко от религиозного. Чтобы видеть событие целиком и разнонаправленные потоки людей в нем, нужно различать цвет, тени и линии. Для этого нужно с головой погрузиться в событие и быть чувствительным, и я сознательно это делаю. Иногда на мусульманской молитве, в православной церкви, на языческом обряде бывает чувство, близкое к трансу, но даже в этом случае я все равно должен правильно настроить экспозицию», - делится своими мыслями Аббас.

Гарри Груер (Harry Hruyaert)


Бельгийский фотограф Гарри Груер, будучи фотокорреспондентом, входящим в команду знаменитого агентства Magnum, нашел в буднях фотожурналистики свою особенную нишу. В его ярких, подчеркнуто колористических работах встречаются Запад и Восток. Свое первое путешествие в Марокко он совершил еще в 1969 году, и яркие, насыщенные цвета этой североафриканской страны вдохновили его на творчество. С тех пор Гарри Груер поездил по всему миру и отовсюду привез свои яркие и красочные репортажи.

«Композиция, сложившаяся внезапно из цвета, линий и движения, - это волшебство».
«Во время съемки в любом месте я стараюсь быть открытым миру. Камера должна быть наготове, и голова при этом должна быть пустой, чтобы предрассудки не мешали мне видеть мир таким, какой он есть».

Владимир Семин

Владимир Сёмин, серия «Брошенные деревни. Позабытые люди»

Владимир Семин - один из тех фотожурналистов, творчество которых становится интернациональным. Родившись в Туле, он еще в начальной школе увлекся фотографией, а после окончания техникума работал на Севере. Затем была служба в армии, учеба в Петрозаводском университете, работа фотокорреспондентом в молодежной газете. В 1970-е годы Владимир отправился в большое путешествие по Памиру, Алтаю и Сибири. Он побывал во многих городах и поселках и привез из путешествия богатейший материал.

С 1976 года Владимир Семин работал в Агентстве печати «Новости», а затем в качестве свободного художника. Его работы получили признание во всем мире, он неоднократно награждался различными международными наградами, включая несколько премий World Press Photo, и дал путевку в жизнь многим российским фотографам.

«Я всегда ищу случайность. Сразу в точку я попасть не могу. Мой язык фотографии - это случайность. У меня есть чувство только внутреннего притяжения или холодности к этому моменту. Второе. Из опыта я вижу, сложная эта ситуация или нет. Помимо сложной ситуации она может быть еще холодной, а должна прикипеть душой. Это так же, как любовный момент. Я не хочу сказать, что это экстаз, но все-таки это на уровне какого-то момента экстаза. Сцена может длиться очень недолго, и я снимаю очень много, потому что не могу сказать «только это». На двести процентов. Я снимаю и этот нюанс, и этот, чтобы, когда я остыл, когда я дома, я мог выбрать и сказать «а вот это мое или что-то близкое», - рассказывает Владимир.

Валерий Щеколдин

Цикл «История Отечественной Фотографии. Фотограф и власть»

Валерий Щеколдин из Ульяновска - признанный классик советской и российской фотографии. Начав увлекаться ею еще в 16 лет, он долгое время шел к работе профессиональным фотографом. Валерий работал конструктором на Ульяновском автомобильном заводе и окончил Ульяновский политехнический институт, все это время не расставаясь с камерой, и лишь в 1974 году, в возрасте 38 лет, он все свое время стал посвящать фотоделу.

Авторству Валерия Щеколдина принадлежат многие репортажи, честно и непредвзято показавшие российскую действительность 80-х и 90-х годов прошлого века. Он ездил по многим городам страны, снимал в Чечне. Сегодня, помимо работы фотографом, Валерий Щеколдин пишет статьи по фотоискусству.

«Фотографию делает не фотограф, а случайность. Профессионалы, которые все контролируют, обречены на посредственные кадры. Фотограф не творец, тот же Картье-Брессон сказал, что жизнь гораздо необычнее вымысла: никаких мозгов не хватит выдумать такой кадр, который тебе дается даром. Надо его дождаться...», - говорит Валерий.

Николай Игнатьев

Крестный ход на реку Великая, Кировская область

Николай Игнатьев пришел в фотографию довольно поздно. Долгое время сфера его профессиональных интересов была далека от фотожурналистики - родившись в 1955 году в Москве, он получил экономическое образование, а затем служил в Афганистане в качестве переводчика с фарси. И лишь после окончания службы, в 1982 году, Николай Игнатьев становится фотографом. Всю жизнь он работал преимущественно в жанре репортажа, однако всегда старался привнести в него элемент подлинного искусства.

В 1987 году он перебрался в Лондон, а через год журнал Life опубликовал его материал о тысячелетии Русской православной церкви. В качестве фотографа агентства Network он документировал распад СССР, а в дальнейшем печатался в ведущих изданиях, таких как New York Times, Observer, American Express Magazine, Time, Fortune, Forbes, GEO, Stern, Vogue, Elle и The Sunday Times Magazine.

Юрий Козырев

Юрий Козырев - один из самых известных российских фотожурналистов. На протяжении вот уже более чем 25 лет он освещает все значимые события, происходящие в нашей стране, а также многие значимые мировые события, включая войны в Чечне, Афганистане и Ираке. С 2011 года Юрий Козырев путешествовал по арабским странам, охваченным народными волнениями.

В результате в творческом багаже этого фотографа накопился уникальный материал, который принес ему большое количество международных наград, включая шесть премий World Press Photo. Более того, в течение трех лет Юрий Козырев входил в жюри этого самого авторитетного для фотожурналистов конкурса.

«Моя работа - это и есть для души, это и есть моя жизнь, - когда-то сказал Юрий. - И не было никогда разделения, были жизненные этапы. Снимал одно - замкнутые пространства, тюрьмы, деток, живущих в сложных условиях. Я проживал это все. А последние 14-15 лет снимаю только войну».

Олег Никишин пришел в профессиональную фотографию в 20 лет и с тех пор не расстается с камерой, став за прошедшие годы одним из самых авторитетных российских фотожурналистов. Начав работать в Казани (сперва в театре, а потом в газете), он в 1990 году переехал в Москву и сотрудничал вначале с Agence France-Presse, а затем с Associated Press.

Как штатный фотокорреспондент, а затем и как фотограф-фрилансер, Олег работал в Азербайджане, Грузии, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Осетии, Югославии, Таджикистане, Узбекистане, Чечне, что принесло ему награды престижных российских и международных конкурсов.

Сергей Каптилкин

Московский фотограф Сергей Каптилкин - не просто фотожурналист, получивший опыт работы корреспондентом в газетах «Красная звезда» и «Известия». Помимо этого он создает удивительные снимки на грани реальности и сюрреализма, наполненные многозначным смыслом. В них каждый видит что-то свое. При этом фотографии Сергея Каптилкина удивительно гармоничны и не выглядят искусственным нагромождением сюжетов.

Сегодня его снимки публикуют различные издания, включая Life, Time и National Geographic, также он стал популярен в Интернете. За свое творчество Сергей Каптилкин неоднократно награждался различными премиями, среди которых «Пресс-фото России», Face Control Awards, «Серебряная камера», «Stolychnaya история» и другие.

Виктория Ивлева

Виктория Ивлева - один из самых заметных отечественных фотокорреспондентов. Окончив в 1983 году факультет журналистики МГУ, она очень быстро завоевала немалый авторитет среди коллег по цеху. На рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века она работала во всех горячих точках СССР, а затем и России. В 1991 году Виктория стала единственным журналистом, снимавшим внутри четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС. За этот материал она получила самую престижную для фотожурналиста награду - World Press Photo Golden Eye.

Работы Виктории Ивлевой публиковали многие ведущие российские, а также немало лучших мировых изданий, в частности New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie Claire и другие.

«Во время съемок в опасных местах ты, как правило, отделен от события камерой и работой - чисто фотографически нужно думать одновременно, времени бояться просто нет», - рассказывает Виктория.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из выдающихся российских фотожурналистов и фотографов-документалистов. Он прошел большой путь от сотрудника саратовской газеты «Заря молодежи» до руководителя фотослужбы московского бюро агентства Associated Press (с которым сотрудничает с 1990 года). Перед объективом фотокамеры Александра Земляниченко прошли все значимые события российской истории последних десятилетий. И даже теперь, будучи менеджером и занимаясь административной работой, он продолжает снимать репортажи.

Помимо большого количества фотографических наград, Александр Земляниченко является также и лауреатом Пулицеровской премии 1992 и 1997 года. Многие его фотографии (например, снимок Бориса Ельцина, танцующего на рок-концерте) давно стали общеизвестными и зажили собственной жизнью, отделившись от автора.

«Если вы не видите тот кадр, который вам нужен, значит, его просто там нет, и не нужно его выдумывать, вмешиваться в ход событий, искусственно создавать спектакль, - сказал в одном из своих интервью Александр. - А вот дождаться своего момента, который хорошо бы выразил происходящее, и поймать его - вот это настоящее и редкое удовольствие для фотографа, которое случается далеко не каждый день».

Владимир Вяткин

Владимир Вяткин - выдающийся российский фотожурналист. В фотодело он пришел еще совсем молодым человеком, после окончания школы, причем сразу в Агентство печати «Новости». Разумеется, не на должность фотокорреспондента: сперва он был лаборантом, а затем учеником художника. В сущности, с 1968 года Владимир Вяткин непрерывно работает в АПН и его преемнике, РИА «Новости».

За долгую карьеру он собрал едва ли не самую внушительную коллекцию профессиональных наград среди всех российских фотожурналистов: одних только премий World Press Photo у него семь, включая высшую, Golden Eye. Кроме того, учениками Владимира Вяткина являются многие из лучших современных российских фотографов.

«Фотография - это великолепный учебник жизни, внутренних состояний, открытий и переживаний. Это энергия познания, самосовершенствования, открытия себя. Раньше я никогда не думал, что фотография может в какие-то моменты заменить определенный род литературы или дополнить ее», - уверен Владимир Вяткин.

Александра Деменкова

Александра Деменкова - одна из представителей современных российских фотографов, хотя ее творчество и базируется на традиционном реализме, которым она пытается показать людям жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Ее работы неоднократно выставлялись в разных странах, а также публиковались в ведущих российских изданиях.

«Мне иногда говорят, что я снимаю в традициях гуманистической фотографии; я не против, хотя зачастую это означает и упрек в старомодности, -