Как молоды мы были…. Как молоды мы были… Что произошло в 80 х

Стиль 1980-х гг. – стиль, воспроизводящий манеру одежды, макияжа, прически 1980-х годов. Главной характеристикой направления является чрезмерность: представители поколения в одежде предпочитали броские модели, очень короткую длину, слишком узкий или слишком объемный крой. Также чрезмерность проявлялась в макияже и выборе . Наиболее типичные образы 80-х гг. – бизнес-леди, агрессивная сексуальность, романтическая красавица, идеальная спортивная фигура.

Основные приметы стиля 80-х


Общая характеристика стиля 80-х

Стиль 80-х формировался под влиянием культа красивого и здорового тела, субкультур, а также модной индустрии и экранных образов. В моде переплелись переосмысленные ретрообразы, направления, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, бумом спорта. Определяющим фактором в выборе одежды являлось имя бренда. Так как 80-е характеризовались чрезмерностью, считался вершиной стиля.

В разных слоях общества успехом пользовались одежда и аксессуары таких марок, как , Armani Jeans, Vivienne Westwood, Azzedine Alaia, Salvatore Ferragamo, Jean Paul Gaultier, Claude Montana и др.

Основные направления стиля 80-х

  • Агрессивная сексуальность

В 80-х гг. образ сексуальной девушки ассоциировался с откровенными, агрессивными и провокационными нарядами. В США некоторые представители поколения отпарывали бирки с названиями известных с изнанки и перешивали их на лицевую сторону.

Цвета — зеленый, желтый, лимонный, красный, фуксия.

Принты – леопард, клетка, цветочные узоры.

Ткани – деним, люрекс, трикотаж, кружево, лайкра, кожа, стрейч.

Одежда – мини- , шорты, свитера с , и жакеты с широкими плечами, куртки-ветровки, бюстье, ажурные , топы, в том числе с пайетками или стразами.

Сумки – объемные модели и .

Аксессуары – кружевные -митенки, шейные , ленты, повязки для волос, клипсы, серьги и из пластика, широкие ремни и пояса, завязанные на талии либо бедрах.

Прическа – химическая завивка, обесцвеченные волосы или мелирование, начесы, зафиксированные лаком.

Макияж – яркие тени, подводка для глаз, румяна, помада с перламутром.

Бренды — Yves Saint Laurent, Nike, Adidas, Vivienne Westwood, Azzedine Alaia, Moschino, Versace, Jean Paul Gaultier, Claude Montana и др.

  • Романтика

Романтическое направление в 80-х гг. было связано со стилем принцессы Дианы, модной иконы того времени, в том числе с ее свадебным 1981 года. и изготовили этот наряд из 40 метров шелковой ткани. Платье состояло из корсажа с рукавами в стиле ампир, пышной юбки, отделанной старинным английским кружевом и 7,5-метрового шлейфа. Наряд принцессы Дианы вдохновил многих дизайнеров на создание романтических коллекций.

Цвета – насыщенные или пастельные тона.

Принты – горох, клетка, цветочные мотивы.

Ткани — кружево, гипюр, тюль, шелк, креп, крепдешин, букле, кашемир, хлопок, шифон, атлас.

Одежда – юбки-карандаш, пышные юбки, платья-футляры, вечерние платья, платья , с воланами и рюшами, жакеты, с завышенной талией.

Сумки – шопперы, уикендеры, спортивные .

Аксессуары – украшения из пластика, повязки для волос, широкие ремни и пояса, завязанные на талии или бедрах.

Прическа — химическая завивка, колосок.

Макияж – красная, ярко-розовая, коричневая помада, подводка для глаз.

Бренды — Armani Jeans, Nike, Adidas, Moncler, Moncler R, Moncler Grenoble, Juicy Couture и др.

Стили молодежных субкультур

Популярными субкультурами и направлениями 80-х гг. являлись , и .

  • Хип-хоп 80-х

Цвета – черный, серый, белый, желтый.

Принты – лейблы известных марок, геометрические узоры, техно-пейзажи, анималистические агрессивные , буквенные и портретные изображения.

Ткани – трикотаж, деним, полиэстер.

Одежда – толстовки с капюшоном, широкие штаны, джинсы-трубы, широкие .

Обувь – кроссовки, босоножки.

Сумки – рюкзаки.

Аксессуары – массивные украшения, банданы, напульсники, повязки на голову, ремни.

Прическа – химическая завивка, начесы.

Макияж – ярко-розовая, красная или коричневая помада, подводка для глаз.

Бренды – Reebok, Nike, Adidas, Moschino, Jean Paul Gaultier и др.

  • Готика 80-х

Цвета – черный, иногда в сочетании с темно-красным или синим.

Принты – изображения крестов, черепов, пентаграмм.

Ткани – винил, сетка, кожа, трикотаж, шелк, .

Одежда — кофты в мелкую либо крупную сетку, плащи, кожаные куртки. В женском гардеробе также присутствовали порванные колготки, платья в пол, корсеты, мини-юбки.

Сумки – хобо, почтальонки.

Обувь – мартенсы, сапоги на платформе.

Аксессуары — ошейники и браслеты с шипами, кельтские кресты, металлизированные украшения с изображением черепов или восьмиконечной звезды, порванные перчатки-митенки, иногда пирсинг, к концу 80-х — , .

Прическа – в начале 80-х готы носили начесанные волосы средней длины, широкие ирокезы, красили пряди волос в синий, красный или пурпурный цвета. К концу 80-х стали популярны длинные прямые волосы.

Макияж (у мужчин и женщин) – черная или черничная помада, темные тени, подводка для глаз, черный лак для ногтей, к концу 80-х популярным среди готов стал мраморный цвет лица, который достигался с помощью театрального грима.

Бренды — Vivienne Westwood, Dr. Martens, Jean Paul Gaultier.

  • Преппи 80-х

Цвета – глубокий синий, красный, ярко-желтый, песочный, серый, белый, хаки, бежевый. Возможно их сочетание с пастельными тонами.

Принты – клетка, ромб, полоска, а также сочетание этих узоров.

Ткани – твид, хлопок, шерсть, кашемир, вискоза, мохер.

Одежда – пиджаки с широкими плечами, вязаные , блейзеры, свитшоты, пальто, рубашки-поло, футболки-поло, брюки классического кроя, брюки-бананы. Девушки также носили блузки рубашечного кроя, юбки-карандаш, юбки-плиссе, юбки и платья А-силуэта.

Сумки – сэтчелы, рюкзаки, почтальонки, тоуты, уикендеры, портфели.

Обувь – , балетки, оксфорды, дерби, броги, туфли на невысоком каблуке.

Аксессуары – ободки, банты и ленты для украшения прически, галстуки, бабочки, шейные и нагрудные платки, ремни, яркие гольфы и носки, нашивки с логотипами университетов и колледжей.

Прическа – химическая завивка.

Макияж – румяна и помада естественных оттенков.

Бренды — , Ralph Lauren, Lacoste, Filson, Alden, Sperry Top-Sider, Quoddy.

Влияние киноиндустрии и шоу-бизнеса

  • Мужская мода

На мужской стиль одежды в 80-х повлияли Майкл Джексон, Дэвид Боуи, Бой Джордж, Томас Андерсен и Дитер Болен.

Майкл Джексон предпочитал шляпы, пиджаки и жакеты с широкими плечами, кожаные куртки, шарфы, лоферы, свободные брюки, ремни, классического кроя, перчатки, белые носки. Одежда и аксессуары поп-короля были украшены многочисленными пайетками и стразами.

Дэвид Боуи и Бой Джордж выбирали джинсы, футболки, жакеты с нашивками, яркие пиджаки, кожаные куртки, сапоги на платформе, шейные платки. На сцене и в жизни применяли макияж, красили волосы. Образ Боя Джорджа был более экстравагантным. Он носил яркие шляпы, куртки с металлизированными элементами и стразами, использовал больше косметики, экспериментировал с прической.

Томас Андерсен и Дитер Болен на сцене выступали в рубашках, джинсах, кожаных штанах свободного кроя и кожаных куртках, часто надетых на голое тело.

С 1984 по 1990 гг. на телевидении транслировался сериал «Полиция Майами: Отдел нравов». Иконой стиля был признан персонаж Джеймс Крокетт, роль которого исполнил Дон Джонсон. В повседневной жизни герой сериала носил однотонные футболки под клубные пиджаки от Giorgio Armani, льняные брюки и мокасины на голую ногу, солнцезащитные очки Ray-Ban. Джеймс предпочитал вещи пастельных тонов. За одну серию главный герой мог сменить до пяти комплектов одежды. Модными консультантами сериала являлись Вернер Бальдессарини, и . Художник по костюмам Бэмби Брикстоун утверждал, что «концепция сериала — быть на вершине всех последних модных тенденций Европы».

В течение пяти лет трансляции сериала значительно увеличился спрос на клубные пиджаки, жакеты, солнцезащитные очки Ray-Ban Wayfarer и наряды светлых пастельных оттенков. Компания AfterSix создала линию жакетов «Полиция Майами», Macy’s открыли секцию одежды «Отдел нравов».

  • Женская мода

На женский стиль в наибольшей степени повлияли Мадонна, Грейс Джонс и принцесса Диана.

Принцесса Диана придерживалась делового и романтического стилей. Она выбирала платья-футляры от Christian Lacroix, платья с объемными подплечниками от Bruce Oldfield, костюмы от Сhanel, туфли от Salvatore Ferragamo, Jimmy Choo, Manolo Blahnik, шляпы с умеренно широкими полями, шейные платки и пр.

На сцене и в повседневной жизни певица носила корсеты от Jean Paul Gaultier, кожаные шорты, топы на одно плечо свободного кроя, вышитые жакеты, мини-юбки, ремни и пояса, завязанные на талии или бедрах, перчатки-митенки, солнцезащитные очки, массивные украшения, порванные цветные колготки, цепочки-кресты, яркий макияж, повязки и банты на волосы, начесы, химическую завивку.

Грейс Джонс придерживалась стилей и в их агрессивной направленности. Икона стиля носила смокинги от Yves Saint-Laurent, надетые на нижнее белье, кожаные платья и жакеты, леггинсы, мундиры, ботфорты, туфли на высоком каблуке или платформе, эпатажные головные уборы, мужскую стрижку.

Влияние модной индустрии

В 1979-м выпустил коллекцию «Джеймс Бонд» весна-лето 1980, в которой представил мини-юбки, кожаные шорты и жилеты. В следующем году дизайнер создал коллекцию «Хай-тек» в хулиганском стиле. В 1981-м Джорджо Армани запустил молодежные линии Emporio Armani и Armani Jeans. В 1983 году Жан-Поль Готье представил женскую коллекцию «Дадаизм» с многочисленными корсетами, а основал одноименный бренд. Коллекции, созданные под лозунгом «Если не можешь быть элегантным, стань экстравагантным», отличались яркими цветами, использованием логотипов в качестве принтов, сочетанием разных материалов в одном наряде. В 1984 году Жан-Луи Дюма, глава Модного дома , выпустил первую модель сумки , а Жан-Поль Готье создал мужскую коллекцию под названием «Мужчина-объект» с кофтами в полоску и юбками. На женском показе «Куклы» весна-лето 1986 модели Жан-Поля Готье вышли на подиум в черном атласном нижнем белье и чулках. В середине 1980-х создал знаменитое облегающее платье с накидкой на голову для Грейс Джонс.

В 80-е годы в Европе и США популярными стали такие японские дизайнеры, как Йоши Ямамото, и . предлагали одежду геометрических форм, рукава-кимоно, резкие цветовые сочетания. При создании коллекций приоритетным было ощущение комфорта и свободы.

Модные тенденции, как и прежде, диктовались из Европы. Этот период был одним из спорных в истории. Время «несуразности»: яркая и вызывающая одежда, бунтарское поведение и бросающие на себя взгляды прически. В моде переплелось все: новые веяния субкультур, ретрообразы и спортивные мотивы. 80-е можно охарактеризовать чрезмерностью, а стиль total look поставить на вершину эпохи.


В своих нарядах модницы отдавали предпочтение зеленным, желтым (порою ядовито лимонным), красным цветам. Особой популярностью пользовался цвет фуксия. Леопардовый принт и вовсе был «бумом».

В женском гардеробе европейской женщины можно было легко обнаружить мини-юбки, легинсы, шорты, свитера, блейзеры, джинсы, пиджаки, ветровки, корсеты, жакеты с широкими плечами, колготки со стразами.



Сексуальная раскрепощенность также внесла свои коррективы: в платьях дизайнеры делали акцент на плечах, талии и бедрах. А короткая длина платьев и юбок давала волю мужским фантазиям.

Железному занавесу осталось недолго

Начало 80х годов можно назвать консервативным периодом, когда еще наблюдалась сдержанность и строгость стиля в женских нарядах. Конец же 80х напротив стал более открытом, ведь железный занавес уже потихоньку разбирали на металлолом.


Женщины того периода разделились на два лагеря: одни оставались верны советским идеологиям (и в моде в том числе), а другие – брали пример с западных модниц. Поэтому среди нарядов можно встретить как платья в цветочек по колено, так и приталенные, асимметричные платья намного выше колен. Популярной была и платье-рубашка (отголоски уже возвращаются и в современную моду). Летом его носили как платье, а зимой в виде рубашки в сочетании с сапогами с широким голенищем.

Секс большими шагами добирался и до советских граждан. Это находило отражение в одежде, особенно в женской. Кожаные приталенные платья стали писком номер один. Также теперь в одежде допускались глубокие вырезы, что одних смущало, а другим давало почву для фантазий.

Популярностью стали пользоваться женские и джинсы-варенки. Обычные джинсы кипятили в отбеливателе, связывая туго всевозможными узлами. Все манипуляции придавали ткани характерный узор. Так и получались “вареные” джинсы. А рукава «летучая мышь» использовались как в платьях, так и в кофтах. Широкие ремни и дутые куртки и вовсе были пределом мечтаний.


Но все бы хорошо, только в свободной продаже всех новомодных прелестей по-прежнему не было. Кто-то покупал наряды у фарцовщиков, кому-то одежду привозили родственники из заграничных командировок, ну а самые изобретательные – садились за швейные машинки и творили.

Быть безудержной бунтаркой

Макияж 80х годов был идентичен одежде – либо яркий, либо никакой (многие и в одежде продолжали быть невзрачными и скромными). Разделений на повседневный, вечерний и праздничный мейкап не было. На писке моды были тени (обязательно блестящие) синего, черного и голубого цветов. Яркие помады и румяна подчеркивали и дополняли образ. Не было понятия «сочетание», а было – сочетай несочетаемое, ведь самое главное быть эпатажной и выделяющейся из серой массы.


Главный акцент делался на губы и глаза – они могли быть всевозможных цветов, самое главное – чем ярче, тем лучше.

К 80-м годам XX века экономика СССР достигла этапа позднеиндустриального развития. По валовым экономическим показателям Советский Союз занимал второе место в мире, постепенно сокращая своё отставание от США. В стране была создана мощная современная промышленность, включающая весь цикл промышленного воспроизводства; успешно развивались новейшие отрасли. На долю СССР приходилась пятая часть мирового промышленного производства; страна занимала первое место в мире по добыче нефти, газа, угля, по выплавке стали и чугуна, по производству проката цемента, обуви и т.д. В некоторых отраслях развития фундаментальной науки, освоения космоса, производства военной техники Советский Союз сохранял мировое лидерство. Мощный военно-технический потенциал позволял стране защищать свои интересы в глобальном масштабе; СССР возглавлял мировой социалистический лагерь, экономическую интеграционную группировку СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), военно-политическую Организацию стран Варшавского договора, которая по совокупности показателей достигла военно-стратегического паритета с США и странами НАТО. В ряде важнейших аспектов Советский Союз стал самой сильной военной державой мира: в первой половине 80-х гг. он выпускал атомных подводных лодок в 3 раза больше, чем США, танков - в 4,5 раз, артиллерийских орудий - в 9 раз. В 1987 г. США были вынуждены пойти на заключение соглашения об уничтожении ядерных ракет малой и средней дальности.

На основе развития промышленности и в условиях благоприятной конъюнктуры на мировом нефтяном рынке в стране в целом, успешно решались социальные вопросы. Повышался жизненный уровень населения, росли общественные фонды потребления, значительные средства направлялись на развитие образования, науки и культуры, здравоохранения, спорта. В стране велось широкое жилищное строительство; практически насыщен был потребительский рынок товаров длительного пользования (телевизоров, радиоаппаратуры, холодильников). В основном, это были товары отечественного производства; соотношение цен на них с уровнем средней заработной платы превратило их в товары массового потребления. Низкий уровень цен на транспортные услуги и наличие достаточного количества рекреационных учреждений способствовало развитию массового внутреннего туризма и обеспечивало возможность охвата курортным обслуживанием практически всего населения страны.

Наряду с этими достижениями, в развитии экономики СССР в 80-е гг. все более явно стали проявляться недостатки и диспропорции. Медленно распространялись важнейшие позднеиндустриальные технологии -автоматизацией и комплексной механизацией было охвачено лишь 10-15% предприятий. Наметилось отставание от ведущих стран мира в развитии и внедрении микроэлектронной техники. Экономический рост, в основном, по-прежнему обеспечивался экстенсивными факторами; производительность труда в промышленности была в 2 раза ниже, чем в США. Сохранялось отставание и по другим качественным показателям, особенно по фондо-, ресурсо- и энергоотдаче. Гипертрофированная доля ВПК в народном хозяйстве отрицательно сказывалась на развитии отраслей II подразделения. Наибольшее отставание от развитых стран наблюдалось в аграрном секторе экономики, где так и не был завершен машинный переворот. Комплексно механизированным оставалось лишь крупное зерновое производство в южных регионах страны; в других отраслях и регионах сельское хозяйство по-прежнему велось на базе, преимущественно, ручного труда. В результате сохранялось пятикратное отставание от США по производительности труда в аграрном секторе экономики.


Не предпринимались необходимые действия по реформированию управления и хозяйствования. В первой половине десятилетия, фактически, были свернуты меры по реформированию хозяйствования на основе показателей чистой продукции, что предполагалось в соответствии с решениями, принятыми в конце 70-х гг. Сохранение искусственных ограничений в развитии рыночных форм хозяйствования вело к укреплению позиций теневого капитала. Во второй половине 80-х гг. были осуществлены шаги по распространению арендных и подрядных отношений, расширению сферы деятельности кооперативов. Однако, наметившиеся позитивные тенденции не получили развития вследствие отрицательного воздействия на экономику политических факторов и, прежде всего, - капитулянтской позиции руководства страны в отношении сепаратизма, национализма и общеуголовной преступности.

1980-ым годом началась новая эпоха в истории СССР. В этом году завершился десятый пятилетний план по развитию народного хозяйства страны, прошли летние Олимпийские игры, не стало известного барда Владимира Высоцкого, набирала обороты Афганская война. Вернёмся на минутку к Высоцкому. В одной его песне имеются строки: «…пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю». Сейчас многие люди, современники Высоцкого, не раз вспоминают эти строки, дожив до наших дней. И всякий раз думают: «Как же он был прав». За 80-е годы Союз прошёл очень быстрый путь от великой сверхдержавы до разваливающейся страны. Старое уходило в небытие, на его смену пришло новое время – наполненное стремительными переменами, нестабильностью и… пошлостью. О последней мы и будем вести сегодня речь.

Как правительство в больнице законы принимало

В начале 80-х годов налицо стали проявляться все негативные последствия общественно-политического застоя страны. Абсолютно справедлива пословица, что «Рыба гниёт с головы». В народе аббревиатура СССР шутливо расшифровывалась как «страна самых старых руководителей». Средний возраст руководящих лиц страны превысил 72 года. Этот период ещё называли «Эпохой пышных похорон». В это время за короткий промежуток времени отошли в мир иной несколько видных государственных деятелей советского государства.

В 1980 в автокатастрофе погиб П. Машеров, руководитель партии в Белорусской ССР. Ему было 62 года. В том же году в возрасте 76 лет умер глава Совета министров А. Косыгин. В 1982 не стало главного идеолога партии, «серого кардинала» М. Суслова (79 лет). Он был главным сторонником гонения на инакомыслящих, начала Афганской войны. Удостоился чести быть похороненным возле Кремлёвской стены рядом со Сталиным.

Наконец, в том же 1982 ушёл из жизни глава государства Л. Брежнев, которому было 75 лет. Он стал главным олицетворением эпохи Застоя, именно при нём кадры стали несменяемыми, что, собственно, и привело к «Эпохе пышных похорон». В последние годы нахождения у руля государства Брежнев был уже тяжело больным человеком, в сутки он мог работать не больше 2-х часов.

В 1983 не стало А. Пельше, которому было 84 года. Он возглавлял комитет партийного контроля в течение 17 лет. Через год ушёл из жизни «наследник» Брежнева Ю. Андропов (69 лет). Он дольше всех был руководителем службы госбезопасности КГБ – 15 лет. Однако в отличие от предшественников Андропов знал, что стране нужны кардинальные реформы. Однако времени на них у него не хватило: пробыв главой государства 15 месяцев бывший «гебист» отправился в мир иной.

В том же 1984 скончался министр обороны Д. Устинов, активный сторонник Афганской войны и гонки вооружений. В следующем году не стало ещё одного руководителя СССР – К. Черненко. Ему было 73 года и он отличился тем, что правил страной всего 13 месяцев. Это был такой же больной человек, как и Брежнев, у него была астма и болезни сердца. Рядом с ним всегда находился кислородный аппарат, а заседание правительства иногда проходило в… Центральной клинической больнице.

Естественно, что народ, глядя на постоянную смену старых и больных правителей самого большого государства в мире, воспринимал это по своему. Ходило множество анекдотов и шуток. Например. Начинается программа Вести. Диктор в чёрном костюме говорит: «Товарищи! Вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжёлая утрата». Или вот ещё: не приходя в сознание к обязанностям приступил новый генеральный секретарь. Население как могло высмеивало эпоху застоя. Нужны были изменения.

Время перемен

И они наступили сразу после смерти Черненко в 1985-ом, когда к власти пришёл относительно «молодой» Горбачёв, которому было 54 года. Он провозгласил программу реформ и преобразований в государстве. Одной из реформ стала политика гласности. Ведь предыдущие десятилетия в стране действовала жёсткая цензура, нельзя было обсуждать запретные темы. Например, репрессии времён Сталина, внешнюю политику государства, если она не нравилась людям и… секс.

Последний вариант был, пожалуй, самым животрепещущим для советского человека. Ведь он в первую очередь должен был работать на благо своей страны, в имя победы коммунизма во всём мире. А лишние проявления сексуальности отвлекали бы человека от общественно-полезного труда. Ещё со времён Сталина на первый план выходила семья , всякие похождения «налево» со стороны обоих супругов не только порицались в обществе. Любителей «гульнуть на стороне» ждал серьёзный разговор на партийном собрании.

Отчасти жёсткая политика в отношение сексуальности и привела к тому, что в 1985 году Горбачёв провозгласил курс на Перестройку, которая также подразумевала и политику гласности. Понемногу советские люди стали привыкать к изменениям. Уже в 1986 году, во время проведения телемоста «Ленинград-Бостон» вся страна услышала слово «секс». И не просто услышала, о нём некоторое время шла речь. Также участники диалога говорили о…порнографии. И это услышала вся страна, которая до этого несколько десятилетий привыкла смотреть с экранов телевизоров классические концерты отечественных исполнителей и фильмы о Великой Отечественной.

Нельзя сказать, что после этого телемоста произошёл эффект разорвавшейся бомбы. Но общество почувствовало, что произошли сдвиги в политике. Стало возможным говорить, пусть и не так открыто как в наши дни, на ранее запретные темы. Взять к примеру проституцию. До 1986 года она официально не была признана в стране. Такое положение дел существовало с 1936 года, когда была принята Сталинская конституция.

До начала Перестройки считалось, что в стране победившего социализма нет такого явления, как торговля телом. И поэтому за занятие проституцией судить по уголовной статье просто не могли. «Ночных бабочек» привлекали по административному кодексу, например, за нарушение общественного порядка. О проституции до 1986 года не писали абсолютно ничего в любых газетах. Но в том году ситуация изменилась кардинальным образом.

Проституция выходит из тени

В «Московском комсомольце» осенью 1986 года были напечатаны 2 статьи на тему работы проституток Москвы. Причём материал на эту тему авторы собирали не один год. После этого тираж газеты взлетел до небес, а в 1987 году административный кодекс пополнился статьёй 164-2. Она предусматривала 100 рублей штрафа за занятие проституцией. Несмотря на борьбу с этим явлением оно процветало в столице уже не один десяток лет. Так, в 1980 в Москве была открыта гостиница «Международная», как раз к Олимпийским играм.

Здание сразу стало центром сбора так называемых «валютных проституток». Они отличались от остальных своих коллег тем, что работали под контролем… КГБ. Их задачей было соблазнять видных иностранных туристов, приезжающих из богатых капиталистических стран типа ФРГ или Франции. Делать они это должны были для того, чтобы «комитет» имел компромат на заморского гостя. Счастливым единицам удавалось даже выйти замуж за иностранца и уехать за границу.

В 1988 году вышла повесть под названием «Интердевочка», напечатанная в журнале «Аврора». В ней было рассказано о работе ленинградских проституток. Автором её был Владимир Кунин. Сначала он хотел назвать свой труд прямым и понятным словом – «Проститутка». Но цензура не пропустила такое название, даже несмотря на то, что Перестройка была в самом разгаре. Поэтому автор заменил название на более приемлемое – «Интердевочка».

И вот после знакомства с этой повестью произошёл своеобразный «взрыв»: в редакцию стали приходить тонны писем, причём не только с негативными отзывами. Умные люди поняли, что пора экранизировать повесть. Так, летом 1988 года был снят фильм с одноимённым названием «Интердевочка». В нём показана жизнь одной валютной проститутки, которая выходит замуж за иностранца из Швеции. При этом основной темой фильма становится новая жизнь в условиях Перестройки и пережитков прошлого.

  • Проституция в СССР: запрещённая история для миллионов людей

Показаны все недостатки советской жизни 80-х годов. Молодая девушка хочет всего и сразу – квартиру, деньги, богатого мужчину, автомобиль. Она не скрывает того, что зарабатывает себе на жизнь телом. Отдельно стоит обратить внимание на суровую советскую бюрократическую систему, которая всеми силами препятствовала выезду граждан за границу. До «Интердевочки» ни в одном фильме нельзя было встретить подобного сюжета, в котором было бы столько критики советского строя.

Было показано противопоставление двух миров – советского, переживающего кризис и благополучного западного, куда стремилась уехать главная героиня. Были затронуты многие запретные темы, вроде проституции, бедности, коррупции, семейных скандалов. В 1989 году фильм посмотрели более 40 миллионов человек. Он стал лидером кинопроката того года. Но более откровенным советским фильмом стала другая картина, выпущенная в марте 1988 года.

Называлась она «Маленькая Вера». Это была уже самая настоящая эротика, причём своя, советская. А ещё это был первый отечественный фильм, в котором был… секс. Такого не было даже в «Интердевочке». Картину можно назвать ярким примером «прямого кино», которого в предыдущие годы и десятилетия на советском киноэкране не было вообще. Фильм был ярким противопоставлением официальному советскому кинематографу эпохи застоя (1960-1980-е годы). В нём царила атмосфера откровенности: жизнь людей провинциального города показана такой, какой она являлась в реальности, без официального приукрашения действительности.

Но больше всего советским людям запомнился половой акт. Первый половой акт в советском фильме. Вот после «Маленькой Веры» и произошёл «взрыв бомбы замедленного действия». На экраны телевизоров потоком водопада вылились фильмы, просмотр которых всего каких-то 5 лет назад мог в реальности привести человека на скамью подсудимых, а дальше – за решётку. Ими стали картины, сюжет которых вертелся вокруг секса, насилия, преступности.

Но посмотреть эти фильмы можно было не по телевизионным каналам. Во второй половине 1980-х годов в крупных городах страны открылось большое количество видеосалонов . В них-то и можно было увидеть ленты на самую разную тематику: эротика, ужасы, боевик, триллер. Такого до Перестройки не было, с таким боролись. Но после прихода к власти Горбачёва ситуация очень быстро изменилась.

До Перестройки видеосалоны были подпольными, милиция производила обыски и арестовывала всех участников кинопросмотра. А затем видеосалоны «вышли из тени», легализовались. И народ, столько лет не видевший эротики, толпами повалил в новые заведения. Там показывали не только «Интердевочку» и «Маленькую Веру», но и другие, в основном зарубежные фильмы, которые нельзя было ещё показать по телевизору.

Так, менее чем за 10 лет, в общественной жизни Советского Союза произошли кардинальные изменения. Люди, жившие по строгой указке партии и правительства, устали от подобного образа жизни. Изменения, пришедшие с Перестройкой, миллионы граждан восприняли на ура. Ведь стало возможным открыто высказывать свои мысли, смотреть секс по телевизору, не боясь преследования.

Вам будет интересно:

  • Невероятные интимные истории из жизни советских граждан — одна из главных тайн СССР

1980-е годы стали переломными в истории СССР. Произошёл кардинальный переход от старой, социалистической системы к новой, которую можно с трудом назвать зародышем демократической. Общественно-политический застой предыдущих двух десятилетий только ускорил начало реформ, названных Перестройкой. Но они принесли людям не просто возможность смотреть первую советскую эротику, они привели к распаду страны. «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю».

Музыка 80-х - вот она вся: на грампластинках, магнитофонных записях, переведенная в электронные форматы. Те, кто слушал ее тогда - слушают до сих пор, те, кто создавал ее, в большинстве своем живы, а значит, и говорить об этом периоде развития мировой музыки можно долго, много и рассматривать ее всесторонне.

Для многих эти годы были триумфом британского дуэта Wham!, который просуществовал до середины десятилетия, а потом дал миру двух независимых певцов - Эндрю Риджли и Джорджа Майкла. Уже к концу 80-х Джордж Майкл был признан одним из самых успешных артистов, его деятельность продолжается до сих пор.

Это десятилетие было также годами абсолютного успеха Майкла Джексона. Он начал сольную карьеру давно, но в 1982 году альбом Thriller вознес его на самый гребень волны, где певец продержался долгие годы. «Триллер» считался самым продаваемым альбомом.

В этот же период произошел и невероятный взлет Мадонны - такой сценический псевдоним взяла себя италоамериканка Мадонна Луиза Вероника Чикконе. Ее попытки сделать музыкальную карьеру начались еще в 70-х, но мировой успех пришел лишь через пару лет. Мадонна оказала влияние не только на музыкальный мир, но и на внешний вид девушек и женщин - ей подражали миллионы.

«Новая волна» в рок-музыке была представлена довольно широко, но особенно в ней выделялась шотландская группа Simple Minds, которая часто давала концерты совместо с американской группой The Pretenders. Истоки такого сотрудничества объяснить легко - лидеры групп были между собой женаты и имели совместного ребенка.

В 1980 году началось творчество культовой группы Depeche Mode, которая не так давно вошла в топ-100 величайших артистов мира.

На год младше американская группа Metallica, укрепившая рок-направление хэви-метал и принесшая ему множество поклонников. К этому времени группа Queen уже достигла своих вершин: в 1981 году был издан альбом Greatest Hits, который дал особый заряд музыке того времени.

У австралийской группы AC/DC, которую не без оснований причисляют к классике хард-рока и хэви-метал, в 1980 году открылось второе дыхание, она выпустила свой самый продаваемый альбом Back in Black. Тогда же появился и сразу стал известным дуэт новой волны Yazoo из Британии, создававший электронную музыку.

После успеха коллектива ABBA Швеция начала импортировать музыку на международную сцену: в 1986 группа Europe прославилась своим хитом The Final Countdown, повсеместно любимым до сих пор. Это был настоящий классический хард-рок. А в поп-музыке внимание на себя привлек коллектив Secret Service, в те годы восторженно принятый и в Советском Союзе. Во второй половине десятилетия появился легендарный дуэт Roxette, музыканты ностальгировали по Битлз и начали с каверов этой группы. Ну, а под конец 80-х почтенная публика была шокирована появлением экстравагантной группы Army of Lovers.

Конец восьмидесятых ознаменовался и вспыхнувшей популярностью немецкой группы Scorpions. Многие даже не знали, что эта группа начала свое существование еще в 1965 году. Слава пришла к ней с балладой Still Loving You, которую ценители называют одной из лучших песен XX века. Под конец декады группа выпустила еще одну знаковую балладу - Wind of Change, Ветер Перемен, посвященную перестройке и окончанию холодной войны.

В это время в Советском Союзе, который переживал перестройку и трещал по швам, происходили собственные музыкальные процессы. На эстраде это время осталось как эпоха Аллы Пугачевой.

Как бы в ответ зарубежным группам направления диско-поп типа Dschinghis Khan, Boney M и латышской «Зодиак» в 1987-88 годах появились российские «Мираж», «Фристайл», «Ласковый Май», «На-На». Из андеграунда на официальную сцену поднялась "Машина времени". Концертные площадки получили рок-группы «Аквариум», «Воскресение», «Динамик», «Карнавал», «Круиз», «ДДТ». 1988 год принес популярность культовой группе «Наутилус Помпилиус». В 1989 году раскруткой группы Виктора Цоя «Кино» занялся легендарный продюсер Айзеншпис, «Звезда по имени Солнце» звучала из всех магнитофонов.