Как очистить свой разум. Как освободить свой разум Как освободить разум от мыслей

Не имеет значения каким путем идете вы к медитации, первой и самой главной задачей является попытка сделать ум тихим и спокойным. Если ум находится в постоянных блужданиях, если он все время является жертвой беспощадных мыслей, то вам не удастся добиться какого бы то ни было прогресса. Ум нужно заставить стать тихим и спокойным так, чтобы в то время, когда свет снизойдет свыше, вы могли полностью осознать это. В нашем осознанном наблюдении и осознанном приятии того света, вы войдете в глубокую медитацию и увидите очищение, преобразование и просветление своей жизни.

Как вы можете заставить ум быть тихим и спокойным? Ум имеет свою собственную силу и сейчас эта сила сильнее, чем ваше сегодняшняя устремленность и готовность медитировать. Но если вы сможете получать помощь от вашего сердца, то постепенно вы сумеете контролировать свой ум. Сердце, в свою очередь, получает постоянную поддержку у души, которая является самим светом и самой энергией.

Освобождение ума

Вы не должны думать, что когда в вашем уме ничего нет, то вы становитесь глупцом или действуете как идиот. Это неверно. Если вы сможете сохранить свой ум спокойным и тихим в течение десяти или пятнадцати минут, то новый мир забрезжит внутри вас. Это и есть основа всего духовного прогресса. Сейчас вы можете заставить свой ум быть тихим и спокойным только на несколько секунд или минуту, но если вы можете удержать эту тишину, уравновешенность и спокойствие, на полчаса или даже на пятнадцать минут, я уверяю вас, что внутри вашего спокойствия вырастет новый мир с огромным божественным светом и энергией.

Когда в вашем уме нет никаких мыслей, не чувствуйте себя пожалуйста, совершенно потерянным. Напротив, почувствуйте, как что-то божественное зарождается в вашем чистом и устремленном естестве. Вы не можете ожидать немедленных результатов. Фермер сеет зерно и затем ждет; он никогда не ожидает, что всходы поднимутся сразу же. Проходит несколько недель или месяцев, пока не появятся ростки. Ваш ум можно уподобить плодородному полю. Если вы сеете зерна молчания и уравновешенности и терпеливо за ними ухаживаете, рано или поздно вы обязательно снимете обильный урожай просветления.

Для медитации ум не нужен, потому что мышление и медитация являются абсолютно разными вещами. Когда мы медитируем, мы совсем не думаем. Цель медитации – освободить себя от всех мыслей. Мысль подобна точке на школьной доске. Хороша она или плоха, но она там есть. Только если нет абсолютно никаких мыслей, мы можем расти до наивысшей реальности. Даже в глубокой медитации мысли могут приходить, но не в самой высшей, глубочайшей медитации. В наивысшей медитации будет только свет.

Медленно и постоянно, если вы можете, сдерживайте свой не знающий отдыха ум, и сразу же и с готовностью Бог откроет свое безмерное сердце.

Вне пределов ума

В свете образ и сущность – едины. Вы сидите там, а я стою здесь. Давайте скажем, что я являюсь образом, а вы реальностью. Мне нужно посмотреть на вас и войти в вас, чтобы узнать вас. Но в высочайшей медитации сущность и образ – одно и то же. Там, где вы, там же и я, где я – там и вы. Мы – одно. Вот почему в высочайшей медитации нам не нужны мысли. В высочайшей медитации познающий и познаваемое – одно.

Даже раздумья, которые являются спокойной разновидностью интроспективного мышления, далеки от упорядоченного пространства медитации. В тот момент, когда мы начинаем думать, мы вступаем в игру с ограничением и зависимостью. Наши мысли, неважно насколько они приятны и восхитительны в данный момент, станут со временем болезненными и деструктивными, потому что они ограничивают и связывают нас. В мыслящем уме нет реальности. В каждый момент мы строим мир, и в следующий момент мы его разрушаем. Ум имеет свою цель, но в духовной жизни мы должны идти далеко за пределы ума, туда, где есть вечный покой, вечная мудрость и вечный свет. Когда мы выходим за пределы нашего ума с помощью устремленности и медитации, только тогда мы можем увидеть и насладиться Сущностью Бога и Образами Бога.

Упражнения для очищения ума

Ум почти всегда нечист, и почти всегда приносит неустремленные мысли. Даже когда он этого не делает, ум все же остается жертвой сомнений, ревности, лицемерия, страха и других небожественных качеств. Все негативное сначала атакует ум. Ум может сопротивляться этому в течение минуты, но оно снова стучится в дверь ума. Такова уж природа ума. Сердце гораздо, гораздо чище. Привязанность, любовь, преданность, самоотречение и другие божественные качества уже находятся в сердце. Вот почему сердце гораздо чище ума. Даже если наше сердце будет страдать от страха или ревности, хорошие качества сердца выйдут вперед.

И все же, сердце не может быть полностью чистым, потому что рядом с сердцем расположен витал. Низший витал, который расположен около пупка, имеет тенденцию подниматься и затрагивать сердечный центр. Это делает сердце нечистым из-за его влияния и близости, но, по крайней мере, сердце не такое как ум, который нарочно открывает свою дверь нечистым идеям. Сердце гораздо лучше ума. А самым лучшим является душа. Душа – сама чистота, свет, блаженство и божественность.

1. Становясь душой
Для того, чтобы очистить свой ум, лучше всего будет чувствовать каждый день в течение нескольких минут во время медитации, что у вас нет ума. Скажите себе: «У меня нет ума, у меня нет ума. То, что у меня есть – сердце». Затем, спустя некоторое время, почувствуйте: «У меня нет сердца. То, что у меня есть – душа». Когда вы скажете: «У меня есть душа», в этот момент вы будете залиты потоками чистоты. Но снова вы должны идти глубже и дальше, говоря не только: «У меня есть душа», но также: «Я – душа». В это время вообразите самое прекрасное дитя, какое вы когда-либо видели, и почувствуйте, что ваша душа гораздо прекраснее, чем это дитя.

В тот момент, когда вы сможете сказать и почувствовать: «Я – есть душа» и медитировать на эту истину, бесконечная чистота вашей души войдет в ваше сердце. Затем, из сердца, бесконечная чистота войдет в ваш ум. Когда вы сможете действительно почувствовать, что вы – это только душа, душа очистит ваш ум.

2. Внутреннее пламя
Прежде, чем начнете медитировать, попытайтесь вообразить пламя внутри вашего сердца. Сейчас пламя может быть крошечным и мерцающим, оно может не быть мощным пламенем. Но однажды оно обязательно станет более мощным и просветляющим. Попытайтесь представить, что это пламя просветляет ваш ум. Вначале, может быть, вы не будете способны сконцентрироваться так, чтобы это удовлетворило вас, из-за того, что ум не сфокусирован. Ум постоянно размышляет о множестве разных вещей. Он становится жертвой многих недостойных мыслей. У ума нет должного просветления, поэтому вообразите прекрасное пламя внутри вашего сердца, просветляющее вас. Переместите просветляющее пламя в свой ум. Затем вы постепенно увидите полосу света внутри своего ума. Когда ваш ум начнет получать свет, станет очень, очень легко концентрироваться в течение долгого времени, а также концентрироваться гораздо глубже.

3. Очищение дыхания
Прежде чем начать медитацию, повторите «Всевышний» около 20 раз как можно быстрее, чтобы очистить свое дыхание. Почувствуйте, что вы действительно врастаете в само дыхание Бога. До тех пор, пока дыхание не очищено, ум не будет оставаться сосредоточенным.

4. Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге
Сфокусируйте свое внимание на изображении. Вы можете смотреть на фотографию своего учителя или на свое отражение в зеркале. Если вы концентрируетесь на своем собственном отражении, почувствуйте, что вы полностью одно с тем физическим существом, которое вы видите. Потом попытайтесь войти в тот образ, который вы видите. Оттуда вы должны вынести одну мысль: Бог призывает вас и вы нуждаетесь в Боге. Повторяйте: «Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге. Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге». Тогда вы увидите, что медленно, постепенно и безошибочно эта божественная мысль входит в вас и пропитывает все ваше внутреннее и внешнее существо, давая чистоту вашему уму, виталу и телу.

5. Установление контроля над умом
Вы можете сказать своему уму: «Я не позволю тебе мыслить так, как тебе хочется. Сейчас я хочу думать о Боге». Повторяйте имя Бога мысленно или вслух. Затем скажите: «Я хочу быть чистым во всем моем существе». Затем повторите: «Чистота, чистота, чистота». В это время вы не позволяете своему уму думать о нечистом или о посторонних вещах. Не давайте своему уму возможности блуждать; просто используйте свой ум для собственной цели. С помощью ума можно осуществлять миллионы дел. Но ум так непослушен и своенравен, что если вы не используете его, то он использует вас.

6. Выбросьте их
Каждый раз, когда небожественная мысль проникает в ваш ум, выбросьте ее из ума. Она подобна инородному элементу, вору, который пробрался в вашу комнату. Почему нужно сознательно позволять вору оставаться в вашей комнате, когда у вас есть возможность вышвырнуть его вон? Когда небожественная мысль проникает в ваш ум, сразу хватайте ее и бросайте в пламя вашей внутренней устремленности.

7. Подавление дурных мыслей
Когда появляется мысль, которая не является чистой, хорошей или божественной, немедленно повторяйте слово «Всевышний» очень быстро. Всевышний – это мой Гуру, ваш Гуру, Гуру каждого. Повторяйте «Всевышний» очень быстро, и каждый раз, когда вы произносите слове «Всевышний», почувствуйте, что вы создаете змею, которая обвивается вокруг небожественной мысли, и душит ее.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Я начинающий в медитации и я убедился, что не могу контролировать свои мысли. Как мне успешно медитировать?
Ответ: Если вы начинающий, старайтесь позволить входить в вас только божественным мыслям, но не небожественным. Лучше совсем не иметь никаких мыслей во время медитации, но для начинающего почти невозможно сохранять ум свободным от мыслей. Поэтому вы можете начать с хороших мыслей: «Я хочу быть хорошим, я хочу быть более духовным, я хочу больше любить Бога, я хочу существовать только для Него». Пусть эти идеи растут внутри вас. Начните с одной или двух божественных идей: «Сегодня я буду абсолютно чистым. Я не позволю ни одной плохой мысли войти в меня, лишь покой войдет в меня». Когда вы позволите только божественной мысли расти в вас. вы увидите, что немедленно ваше сознание изменится к лучшему.

Начните с божественных намерений: «Сегодня я хочу чувствовать, что я действительно дитя Бога». Это будет не просто чувство, а действительная реальность. Почувствуйте, что Дева Мария держит младенца Христа. Почувствуй¬те, что Божественная мать держит вас в своих руках как младенца. Затем почувствуйте: «Я действительно хочу иметь мудрость-свет. Я хочу следовать за моим Отцом. Куда бы Он ни пошел, я пойду с Ним. Я получу от Него свет».

У некоторых людей нет таких мыслей. Созидательные мысли и идеи не приходят к ним. Только пустота. Вы можете спросить, что лучше – иметь много глупых мыслей или никаких вовсе. Но это негативный, несознательный способ медитации, в котором нет жизни. Это – не молчаливый ум. Он не эффективен. В настоящей медитации ум молчит, но в то же время он сознателен.

Вопрос: Правда ли, что лучше всего во время медитации отвергать все мысли вообще?
Ответ: Лучше всего будет попытаться не позволять ни одной мысли проникнуть в ваш ум, будь она хорошая или плохая. Это подобно тому, как если вы сидите в своей комнате и кто-то стучится в дверь. У вас нет представления друг это или враг. Божественные мысли – ваши истинные друзья, а невежественные мысли – ваши враги. Вы бы хотели впустить своих друзей, но вы не знаете кто ваши друзья. Но даже если вы действительно знаете, кто ваши друзья, когда вы откроете для них дверь, вы можете обнаружить, что ваши враги тоже там.

Дальше, прежде чем ваши друзья смогут перешагнуть через порог, ваши враги пойдут также. Вы можете даже не заметить никаких невежественных мыслей, но в то время как входят божественные мысли, небожественные мысли, как воры, также скрытно войдут и вызовут ужасное смятение. Стоит им раз войти, и их уже очень трудно выгнать. Для этого вам нужно придерживаться очень строгой духовной дисциплины. Вы можете заботливо охранять божественные мысли в течение 15 минут, а затем в одно мгновение войдет небожествснная мысль. Так что лучше всего в течение медитации не допускать никаких мыслей вообще. Держите дверь запертой изнутри.

Было время, когда я любил тебя, о, мир моих мыслей. Но теперь я люблю красоту ума, который – само молчание, и чистоту сердца, которое – сама благодарность.

Твои истинные друзья не уйдут. Они подумают: «С ним что-то случилось. Обычно он так добр к нам. Должно быть, существует какая-то особая причина, по которой он не открывает дверь». Они близки вам по духу, вы едины, они будут ждать вас бесконечно. Но ваши враги будут ждать только несколько минут. Затем они потеряют все терпение и скажут: «Это ниже нашего достоинства терять здесь время». У врагов есть своя гордость. Они скажут: «Кого это волнует? Кому он нужен? Пойдем и нападем на кого-нибудь еще». Если не обращать внимание на обезьяну, в конце концов обезьяна уйдет и пристанет к кому-нибудь еще. Но ваши друзья скажут: «Нет, мы нуждаемся в нем, и он нуждается в нас. Мы будем дожидаться его бесконечно». Так что спустя несколько минут враги уйдут. Тогда вы сможете открыть дверь и там вас будут ожидать ваши самые дорогие друзья.

Если вы медитируете регулярно и преданно, через некоторое время вы обретете внутреннюю силу. Тогда вы будете способны приглашать божественные мысли и отгонять небожественные. Если к вам приходит мысль о божественной любви, божественном покое и божественной силе, то вы позволите этой мысли войти в вас и расшириться. Вы позволите ей играть и взрастать в саду вашего ума. В то время, когда эта мысль играет и вы играете с ней, вы увидите, что вы становитесь ею. Каждая божественная мысль, которую вы впускаете, создает для вас новый и становящийся реальностью мир, и наполнит все ваше существо божественностью.

После нескольких лет медитации у вас будет достаточно внутренней силы, чтобы впускать даже небожественные мысли. Когда небожественная мысль проникнет в ваш ум, вы не оттолкнете ее, вы преобразуете ее. Когда кто-то небожественный стучится в вашу дверь, то если вы имеете достаточную силу, чтобы заставить его вести себя надлежащим образом как только он войдет, вы можете открыть ему дверь. В конечном счете вам придется принять вызов и подчинить эти неправильные мысли, иначе они будут возвращаться и беспокоить вас вновь и вновь.

Я так горжусь моим умом. Почему? Потому что он начал получать радость от малого, от простой мысли, чистого сердца, скромной жизни.

Вы должны быть божественным гончаром. Если гончар боится дотронуться до глины, глина навсегда останется глиной, и гончар не сможет ничего предложить миру. Но если гончар не боится, он может преобразовать глину в нечто прекрасное и полезное. Это ваш святой долг – преобразовать небожественные мысли, но только, когда вы наверняка сможете это сделать.

Вопрос: Что лучше всего делать, если во время медитации приходят небожественные мысли?
Ответ: В тот момент, когда негативная или неустремленная мысль проникает в ваш ум, вам следует попытаться использовать свою устремленность, чтобы отразить ее, потому что во время медитации воздействие мыслей очень возрастает. В то время, когда вы разговариваете или заняты обычной деятельностью, допустимы любые мысли, так как ваши мысли в то время не интенсивны. Но если какая- нибудь небожественная мысль приходит во время медитации, мощь вашей медитации увеличивает и усиливает ее. Ваша духовная жизнь страдает с того момента, когда вы позволяете своему уму потакать неустремленным мыслям во время медитации. Если приходит хорошая мысль, вы можете попытаться усилить ее или вы можете попытаться поднять ее на более высокий уровень. Но если приходит плохая мысль, попытайтесь ее немедленно выбросить.

Как это сделать? Если беспокоящая вас мысль идет из внешнего мира, попытайтесь вызвать волю своей души из сердца и поместить ее прямо перед лбом. В тот момент, когда мысль, пытающаяся проникнуть в вас, увидит волю вашей души, этой мысли придется исчезнуть.

Но если вы не имеете внутренней способности сделать это, не огорчайтесь. Иногда, когда во время медитации проникают неправильные мысли, ищущий чувствует, что сила неподходящей мысли настолько велика, что даже если он уже медитировал в течение двух или трех часов, все бесполезно. Обычная мысль или плохая мысль входит и он чувствует, что все потерял. Это глупо. До тех пор, пока вы не позволяете своему уму задерживаться на них, вам не следует придавать никакого значения мыслям в этот конкретный момент.

Если эмоциональные мысли, мысли низшего витала или сексуальные мысли проникают в вас во время медитации, и вы не способны отстранить их или выбросить, постарайтесь почувствовать, что эти мысли также незначительны, как муравьи. Просто не обращайте на них никакого внимании. Если вы можете почувствовать, что духовная сила, которую вы получили от вашей медитации, бесконечно сильнее, чем сила неподходящих мыслей, тогда эти неправильные мысли не смогут использовать силу вашей медитации для своих собственных целей. Но часто случается, что вы начинаете ужасно бояться этих мыслей и сосредотачиваете свое внимание на них. Погружаясь в них и испытывая страх перед ними, вы даете им силу.

Верно, что неподходящие мысли могут стать сильнее во время медитации. Но вы легко можете выдвинуть на первый план хорошие мысли, которые бесконечно мощнее. Во время медитации, когда неподходящие мысли приходят к вам, немедленно постарайтесь вспомнить об одном из самых приятных или наивысших божественных переживаний. Войдите в свое переживание, которое вы имели несколько дней назад, или несколько лет назад и постарайтесь перенести его в ментальное сознание. Вы увидите, что пока вы находитесь полностью погруженным в ваше собственное переживание, мысль, источник которой в низшем витале, обязательно покинет вас, потому что в вашем сознании – высочайшая, глубочайшая, чистейшая радость. Божественная радость бесконечно мощнее, чем удовольствие. Нектар-восторг вашего собственного духовного переживания бесконечно сильнее ваших низших витальных сил. Таким способом вы сможете решить проблему не выходя из медитации.

Неподходящие мысли приходят, чтобы напасть на вас и отнять ваши божестенные чувства, божественные мысли и божественную силу. Но когда вы уделяете все внимание божественным мыслям, поддерживаете и заботитесь лишь о божественных чувствах, во многих случаях неподходящие мысли просто уходят. Они говорят: «Ему нет дела до нас. Нам нет здесь места». Плохие мысли тоже имеют гордость, и они ужасно ревнивы к божественным мыслям. Им нет дела до вас, если вам нет дела до них.

До сих пор я говорил о мыслях, которые приходят извне. Но иногда небожественные мысли поднимаются изнутри. В самом начале трудно отличить мысли, которые приходят извне, от мыслей, приходящих изнутри. Но постепенно вы сможете почувствовать разницу. Мысли, приходящие извне, могут быть изгнаны быстрее, чем мысли, атакующие вас изнутри. Но если мысли, лишенные чистоты и света поднимаются в вас изнутри, тогда вы можете сделать одно из двух. Вы можете постараться почувствовать, что прямо на макушке вашей головы образовалась дыра. Теперь заставьте мысли вытекать подобно реке, которая движется лишь в одну сторону и не течет вспять. И вот они ушли, и вы свободны от них. Другой способ – почувствовать, что вы безбрежный океан, полный спокойствия и тишины, и что мысли как рыбы на поверхности. Океан не обращает никакого внимания на зыбь от рыбешек.

Вопрос: В чем причина того, что меня постоянно беспокоят мысли?
Ответ: Мысли постоянно беспокоят вас потому, что вы пытаетесь медитировать внутри вашего ума. Самая природа ума – приветствовать мысли: хорошие мысли, плохие мысли, божественные мысли, небожественные мысли. Попытка контролировать ум с помощью человеческой воли, равнозначна просьбе к обезьяне или мухе не надоедать вам. Сама природа обезьяны – кусаться и щипаться; сама природа мухи – беспокоить людей.

Ум нуждается в высшей силе, чтобы оставаться спокойным. Эта высшая сила – сила души. Вы должны вывести на передний план свет души изнутри своего сердца. Вы – владелец двух комнат: комнаты-сердца и комнаты-ума. В данный момент комната-ум мрачна, нeocвещена и нечиста. Она не желает открываться свету. Но комната-сердце всегда открыта свету, ибо именно здесь обитает душа. Вместо того, чтобы концентрироваться на уме, если можете, концентрируйтесь и медитируйте на ту реальность, которая находится внутри сердца, и тогда эта реальность выйдет вперед.

Если вы остаетесь в комнате-уме все время, надеясь осветить ее изнутри, вы напрасно потеряете время. Если я хочу зажечь свечу, я должен использовать пламя, которое уже горит, уже зажжено. Комната-сердце, к счастью, уже освещена. Однажды вы прочно обоснуетесь в сердце, и когда вы переполнитесь светом души, в это время вы сможете вступить в комнату-ум, чтобы осветить ум. Но в начале вы должны вывести на передний план свет души, который наиболее мощно представлен в сердце. Свет души не будет мучать или наказывать. Напротив, он будет действовать как самая любящая мать, которая чувствует, что несовершенства ее ребенка являются ее собственными несовершенствами. Сердце предложит свой свет уму для того, чтобы преобразовать природу ума.

Вопрос: Я стараюсь удержать свой ум от блужданий во время медитации, но безуспешно.
Ответ: Вы не используете возможности вашего сердца; вы используете только силу ума. Очень часто, когда я концентрируюсь на вас, я вижу, что ваш ум вращается как колесо. Когда ум вращается, Всевышнему очень трудно что-либо вершить в вашем уме. Но когда ваше сердце устремляется хотя бы на секунду, Всевышний открывает дверь и входит.

В дальнейшем, пожалуйста, старайтесь чувствовать, что у вас вообще нет ума. Это не означает, что вы будете походить на животное или зверя. Нет! Человеческий ум не является необходимым, потому что вы имеете высший инструмент, называемый сердцем. Если вы сможете оставаться в своем сердце пять минут, даже если вы не молитесь и не медитируете, ваше сознание повысится.

Сердце подобно источнику покоя, радости и любви. Вы можете сесть у источника и просто наслаждаться. Нет нужды молиться Богу, чтобы он дал вам то или это, потому что вы получите все, что вы хотите и бесконечно больше – из этого источника. Но вы получите их по собственной воле Всевышнего. Если вы сможете доставить удовольствие Всевышнему, всегда оставаясь в непосредственной близости с вашим сердцем-источником, ваши желания осуществятся лучше всего. Это могут быть те же самые желания, что были у вас всегда, но озаренные на очень высоком уровне сиянием. Перед тем, как Всевышний осуществит их, Он Своим светом преобразует каждое желание в устремленность.

Вопрос: Если в течение медитации возникают шум или помехи, что лучше: включить их в медитацию или стараться отбросить их и продолжать медитировать?
Ответ: Каждый ищущий должен знать свой собственный способ медитации. Если вы начинающий, вы должны чувствовать, что все, что не является частью медитации – незваный гость, вам не следует позволять самозванцу входить и беспокоить вас. Но если вы уже достаточно опытны и во время медитации возникают беспокоящие вас звуки или шум, вы можете войти глубоко в сам звук и постараться растворить его в себе. Если у вас есть такая способность, то в своем собственном сознании вы сможете преобрззовлть атаку мощной и дерзкой чуждой стихии во внутреннюю музыку, которая будет дополнением к вашей медитации.

Вопрос: Если во время медитации мне пришли в голову творческие мысли, должен ли я следовать за ними или просто стараться воспринимать сердцем?
Ответ: Как только у вас появилась конструктивная мысль, вы должны воспринять ее как благословение Всевышнего. Но вы должны знать какого рода это вдохновение. Если это одаряющее вдохновение, тогда вы должны следовать ему. Если это творческое вдохновение, побуждающее сделать что-то действительно хорошее – тогда следуйте ему. Любой творческой мысли, всего, что ставит перед вами более высокую цель, следует придерживаться. Если необычное вдохновение приносит что-то новое в вашу жизнь и в состоянии изменить ее, то такому вдохновению надо следовать.

Вы можете почувствовать, что вдохновение есть только в уме, тогда как устремленность – только в сердце. Но устремленность может быть в уме, а вдохновение может находиться в сердце. Вдохновение может приблизиться к устремленности и наоборот. Но вдохновение должно быть очень высокого типа. Иначе оно не сможет помочь вам в вашей медитации вообще. Если вы в течение медитации воодушевлены идеей изготовить самые вкусные булочки, то такого рода вдохновение есть бесполезная трата времени.

Если это озаряющее вдохновение, тогда, пожалуйста, примите эти творческие мысли как свое собственное достижение. Когда вы получаете творческие идеи, знайте, что они – творения из другого мира, которые желают проявиться на физическом плане. Когда ваша медитация закончится, вы должны записать эти мысли. Впоследствии вы сможете развить их.

Вопрос: Плохо ли ожидать каких-либо особенных проявлений, когда медитируешь?
Ответ: Во время медитации просто пытайтесь целиком посвятить свое внутреннее и внешнее существование Всевышнему. Вы не должны думать о чем-либо; просто целиком отдайте себя морю света, покоя, блаженства и силы. Но не ждите никакого особенного божественного качества или результата, потому что в этом случае вы связываете себя и связываете Бога. Это так, потому что человеческое ожидание очень ограничено. Когда вы ждете, немедленно начинает действовать ум, и тогда ваша восприимчивость становится очень ограниченной. Но если вы не ожидаете, тогда проблема восприимчивости станет проблемой Бога. В этот момент Он обязательно даст вам все в неограниченном количестве, и в то же время создаст восприимчивость для принятия того, что Он может вам предложить.

Медитация высочайшего типа осуществляется в молчании с одной целью: порадовать Бога, как Он сам того хочет. Если во время медитации вы чувствуете, что вы радуете Бога, как Он того желает, то это самый лучший вид медитации. В противном случае, если вы начинаете медитировать для того, чтобы получить радость, вы получите радость, но у вас не будет бесконечной радости именно потому, что вы не порадовали вашего Вечного Возлюбленного Бога, как Он того хотел. То, что сказал Спаситель-Христос , есть совершенная, высочайшая истина: «Да будет воля Твоя» . Перед медитацией, если можете, предложите результат вашей медитации Источнику и скажите: «Я желаю стать Твоим совершенным орудием, поэтому Ты можешь осуществить Себя по мне и через меня, как Ты того хочешь». Это высочайший, абсолютно высочайший тип медитации.

В твоем уме – поток вопросов. Но есть только один учитель, который может ответить на них. Кто этот учитель? Твое любящее молчание сердце.

Подготовьтесь к тому, что этот процесс окажется длительным. Освобождение разума - в самом деле, беспрерывная деятельность, что требует правильного распознавания, правильного мышления, правильной речи, правильных действий, правильного труда, правильной жизни, правильной бдительности и правильного сосредоточения. Это называется восемь ступеней пути к Истине, и слово "правильный" используется для обозначения искусного, или благотворного. Прочтите список ниже и подумайте, как можно применить их в вашей жизни, а также о тех случаях из собственного опыта, где они могли вам пригодиться.

  • Это очень похоже на рецепт - подбирая правильные ингредиенты, вы получаете желаемый результат, но когда смесь неверна или упущено нечто важное, вы никогда не достигнете обозначенного. Многие ингредиенты подчеркивают и взаимодействуют с другими, помогая друг другу достигнуть цели.
  • Еще одна важная часть, которую нужно учесть - просто приложить правильные усилия, подразумевая, что существуют неправильные усилия. Проще говоря, одних только усилий, бдительности, концентрации (и др.) не достаточно. Биография Будды доказывает, что он практиковал 8 компонентов в различных формах, все время комбинируя и модифицируя их. Но только когда назначение их было верно, они взаимодействовали и приносили решение.

Рассмотрите первую ступень из 8 и то, как можно ее применить - "Правильное понимание". В значительной мере это изучение и понимание глубин 4 благородных истин Буддизма, но, по сути, правильное понимание зависит от осознания, что все меняется. Это потому, что они меняются без нашего согласия, и мы не можем непосредственно зависеть от них, ждать от них совершенства и вечного счастья.

  • Правильное Понимание также подразумевает важность того, что нужно стать добродетельным человеком, практиковать ментальное развитие и развивать мудрость, поскольку эти три аспекта не только поддерживают 8 ступеней пути, но также строят и поддерживают друг друга.
  • Начните применять "Правильное мышление" где только сможете. Правильное мышление вдохновляет на доброжелательные мысли, понимание и щедрость, одновременно отказывая жадности, ненависти и убеждениям, верованиям и заблуждениям. Правильное мышление нуждается в существовании правильного понимания, поскольку без понимания нет основы понимания разницы между умелыми и неумелыми связями мыслей.

    • В практическом смысле четыре "божественные обители" доброжелательность, сострадание, признательность и невозмутимость (или принятие) полезны для балансировки ума. Может показаться, что знание четырех благородных истин делает жизнь сухой, стерильной и несчастной, хотя добродетели в качестве поддержки и применения божественных обителей не только исключат несчастные чувства, но и создают счастье и благополучие. На практике, когда вы чувствуете желание, подумайте о признательности за то, что у вас уже есть, когда чувствуете себя несчастным, обратитесь к состраданию. Именно использование противоположностей, делают его столь эффективным. Рассмотрим базовую аналогию: в математике (-1) + (1) = 0, в этом смысле негативные эмоции можно уравновесить позитивным балансом других, чтобы обрести благополучие нужно практиковать это с искренностью.
  • Практикуйте "Правильную речь". Речь исходит из наших мыслей, суровые мысли порождают резкую речь, но отказавшись от резких мыслей, мы не произносим суровые речи, поскольку нет ментальных намерений. С другой стороны, человек с положительным психическим состоянием может произнести более умелую и положительную речь в дискуссии.

    • На практике сюда также включают случаи, когда невозможно обсудить некоторые вопросы, но правильная речь учитывает этот фактор, как и умение показать добродетельность своих слов.
  • Проанализируйте третью ступень - "Правильные действия". Она, в каком-то смысле тоже следует из правильного мышления, поскольку если у нас злые мысли, значит, действия будут такими же. Правильные действия и речь должны быть направлены на безобидность и избавление от стресса.

    • Интересно заметить, что правильные действия также избавляют нас от того, что вызывает стресс в уме. Правильные действия выстраивают и поддерживают правильное мышление и правильную речь, потому что просто думать об отказе от чего-то плохого и практиковать нечто полезное, не достаточно, вам нужно сделать шаг и выполнить. Это еще один ключевой способ, компоненты пути вовлекают и выстраивают другие части того же самого пути.
  • Осторожно рассмотрите "Правильный труд". Правильный труд - это применение усилий к пониманию и исполнению того, что нелегко сделать. В значительной степени это центричный фокус, не избыточные усилия, чтобы принудить ум, и не яростные действия, что уничтожат его аспекты (бесплодные усилия), и не его противоположность - отсутствие усилий. Это срединные усилия без намерений причинить вред.

    • В практическом смысле, правильный труд распространяется на все остальные компоненты пути. Без усилий нет намерения действовать умело, да и намного легче не делать ничего и просто позволить уму оставаться в суматохе. Но труд нуждается в правильном распознавании, поскольку злоупотребить и не уравновесить очень легко.
  • Изучите "Правильную жизнь" и сравните ее с собственным опытом и профессией. Правильная жизнь подразумевает, что нужно избегать работы, где нужно быть жестоким и суровым по отношению к людям и другим живым и не живым вещам, и любой другой работы, которая ставит под сомнение добродетель, умственные способности и мудрость. Такое не всегда возможно и большое счастье иметь такую работу, где нет вреда, и иметь выбор в развитии своей карьеры.

    • На практике, правильная жизнь не тот образ жизни, который "принадлежит" вам или который вы называете своим. Если у вас хорошая работа, значит, в игру вступает правильное мышление, и вы цените то, что имеете, но в уме вы осознаете, что в некоторых регионах мира до сих пор существует рабство. Если ваша работа не то, чего бы вам хотелось, если в конце дня вы можете оставить работу и трудности за дверями офиса и выпустить стресс, который она может принести, тогда это минимум для работы. Правильный труд и правильные действия также актуальны, как правильная жизнь - будьте добродетельным сотрудником, который зарабатывает свою плату, не вмешивается в политику офиса и не пренебрегает своими обязанностями.
  • Также осторожно изучите "Правильную осознанность". Осознанность - это осознание повседневной деятельности и того, что происходит в биологическом теле, его ощущения, сознание, умственные чувства, как и когда они возникают. Осознанность - это постоянная деятельность, которая включает ментальные заметки либо просто осведомленность и наблюдательность. В идеале она включает правильные действия и правильное понимание, так что когда вы что-то увидели, то знаете, что с этим делать и сделаете. Просто замечание и наблюдение не снимет проблему.

    • Если вы не можете осознать то, что происходит, тогда практически невозможно применить правильные действия и отказаться от агрессивных мыслей и резких намерений. С бдительностью вы также можете распознавать, и научится различать стресс (развивающаяся способность), а также потенциально вредные мысли и намерения. Но бдительность нуждается в применении понимания и действий, и зависит от практики этих компонентов.
  • "Правильная концентрация" развивает разум, чтобы поддержать бдительность и внимание. Его можно добиться во время медитации и повседневной деятельности. Без концентрации нет труда и бдительности. Она развивается со временем и правильным пониманием, но также и с верным трудом, без которого концентрация и бдительность бесполезны.

    • В определенном контексте, концентрация напрямую связана либо ограничена медитативным погружением в себя, известным как дхьяна или джхана. Погруженность - отличный навык, который нужно развивать, но помните, что изолировав себя, работу не сделаете. Это также может вызвать множество осложнений, таких как привыкание к этому спокойному состоянию, множество заблуждений и даже панику и отчаяние, когда проходит состояние покоя, или неспособность достичь погружения даже с длительной практикой. Большинство людей никогда его не испытывали.
    • Дхьяну можно использовать как увеличительное стекло, чтобы заглянуть в разум и это очень эффективно, но помните, что то же самое можно сделать, используя медитацию без погружения в себя, но только если изо дня в день тратить много времени и самоотверженности на изучение разума. Еще одной ее ключевой добродетелью является то, что она глубоко успокаивает ум на длительное время, чего нельзя достичь, развивая медитацию без погружения, поэтому медитацию проникновения часто называют сухой, поскольку она не дает длительного покоя. В зависимости от правильного понимания, это также может привести к высшему ментальному развитию, что является еще одним преимуществом. Следует помнить, что многие достигли погружения, но не избавились от своих проблем, так что этот навык следует развивать, но он остается лишь компонентом. Для него нужно развивать правильный труд, правильное понимание и правильную бдительность.
    • Интересно, что Будда учил тех, кто постиг дхьяну хвалить и уважать тех, кому это не удалось, поскольку чтобы сбросить бремя, им нужны силы, трудолюбие, целеустремленность и очень глубокое понимание. Тех же, кто не смог постичь дхьяну, учили хвалить и уважать тех, кто смог, поскольку это очень сложный навык, и не каждый сможет его развить.
  • Примите к сведению эту группу и изучите, как каждая часть соотноситься с другой и как их использовать для собственной выгоды. Многие из них кажутся логичными и рассудительными, но как всегда, пока не попробуешь - не узнаешь. Важно помнить, по большему счету, мы всегда видим правильное понимание в качестве основного компоненте, от которого зависят все остальные, поскольку без понимания все остальные не так эффективны.

  • Начните включать это в свой повседневный опыт и посмотрите, как они начнут работать на вас. Наибольшая выгода, когда вы начнете сравнивать свой прошлый и настоящий опыт, экспериментировать, чтобы посмотреть на различия в сравнении с прошлым. Это не только увеличит скорость, с которой они начнут работать, но также сделает их проще, поскольку вы поймете их пользу.

    • Также с особой тщательностью заметьте, что в этой группе нет "правильной культуры" или "правильных традиций, обычаев и обрядов", поскольку они лишь "обои" жизни. Они добавляют цвета и интереса, и хотя остаются несущественными, если обращаться с ними неразумно, это приведет к большим неудобствам. Основная причина такого количества неудач в том, что они по-прежнему связаны с культурой и самобытностью, учителями, происхождением и толкованием вещей, которые вы не готовы отпустить или проверить, на самом ли деле привязанность к ним никогда не приведет к ментальной свободе.
    • Будда вложил это в очень простую аналогию, после того, как люди перешли реку, им не нужно нести лодку на своих головах. В конечном счете, если вы пересекли реку, но решили остаться в лодке на другой стороне, вы никогда не выйдете и не продолжите свой жизненный путь. Для этого понадобится пройти долгий путь, но если вы останетесь в лодке, которая причалила к берегу, то останетесь на месте и ничего не достигнете. Используя бдительность для познания и понимания вещей, вы больше не станете обманываться ожиданиями и отпустите все незначительное, вы освободите свой разум."
  • Многие жалуются на то, что в их голове нескончаемый поток мыслей, различных переживаний, из-за чего им просто невозможно расслабиться и побыть в тишине и спокойствии. Предлагаем вам простую технику для очистки ума.

    Если ваш внутренний диалог не замолкает ни на секунду, если вы не умеете останавливать поток мыслей, то, скорее всего:

    а) у вас проблемы со сном (а именно – засыпанием) и

    б) вы не можете расслабиться даже в самой располагающей к релаксу обстановке.

    Постоянно думать, слушать внутренние голоса, планировать и прогнозировать, проигрывать прошлые ситуации в сознании – изнурительное и вредное занятие. Потому что иногда отдыхать нужно всем, а вашему разуму – особенно. Очистить разум означает не только дать ему передышку, но и освободить от ментального мусора, который часто не дает всплыть на поверхность стоящим мыслям, простым и гениальным решениям, креативным идеям .

    Для очистки разума и упорядочивания потока мыслей прекрасно подходит упражнение с белым экраном, но его выполнение требует концентрации, терпения и времени. Если вы заодно хотите решить проблему с засыпанием, выполняйте его перед сном, а в принципе, его можно делать в любое время. Итак, примите удобную позу и закройте глаза. Представьте перед собой белый экран, переведите взор (не открывая глаз) вверх и закрасьте белым все видимое поле, затем повторите эту манипуляциями в направлениях «вниз», «влево» и «вправо» - куда бы вы ни посмотрели сквозь закрытые веки, все должно быть белым-бело.

    Если вы будете просто смотреть в центр экрана, уже через пару секунд на нем начнут появляться какие-то образы, надписи, размытые картинки. Ваша задача – мысленно стирать все, что появляется на экране, как можно быстрее, не вглядываясь и не задумываясь. Можно представить, что вы используете ластик, тряпку, кисточку – что угодно, главное, чтобы экран оставался белым. Удерживайте концентрацию на этой единственной задаче. Вместо картинок могут появляться воспоминания о важных невыполненных делах, идеи, строки стихов – игнорируйте их, стирайте, стирайте, стирайте. Не сожалейте о пропавших шедеврах – регулярно очищая разум, вы добьетесь того, что стихи и идеи будут приходить по вашему желанию в удобное время. Кстати, вы уже спите. :-)

    Через пару недель ежедневной практики упражнения с белым экраном можно использовать его для поиска конкретных решений или важных воспоминаний, для запоминания чего угодно . До начала работы задайте вслух волнующий вас вопрос – о местонахождении потерянной заначки или личности потенциального арендатора квартиры (например, надежный он или нет), а затем приступайте к упражнению. В какой-то момент вас осенит ответом на поставленный вопрос.

    Ответ, который первым приходи на ум - никак. Если задуматься над формулировкой этого вопроса, разум легко представить как мешок, в который кладут или достают вещи. Или как жесткий диск, на который записывается или перезаписывается содержимое. Но в реальности это не совсем так. Мышление постоянно занято различными задачами. Это текучий процесс, лишь часть которого осознается. Только то, на чем сфокусирован человек, о чем думает в настоящий момент, обладает особыми качествами яркости и живости, благодаря психической функции внимания. Внимание обладает рядом свойств, в том числе переключаемостью. Чтобы перестать думать о чем-то, нужно переключить внимание на другое актуальное содержание сознания. Попытка не думать, о чем-то, все равно удерживает на этой мысли. Если вы хотите не думать о предстоящем сложном разговоре, думайте о других разговорах произошедших в прошлом. Вспомните удачные разговоры, которые принесли свои плоды. Какие аргументы вы использовали? Как реагировал собеседник?

    Чтобы наиболее эффективно использовать переключение внимания, важно знать, что внимание бывает разным. И способы переключения, соответственно, можно использовать разные.

    Самая простая форма внимания, которая доминирует у маленьких детей, - непроизвольное. Так его называют, потому что человек не выбирает, на что направлять внимание, и часто бывает захвачен объектом. Громкий внезапный звук за окном - и вот мы уже переключились на то, что там происходит. Непроизвольное внимание обращается на интенсивные стимулы, новые стимулы или стимулы, связанные с нашими актуальными потребностями. Чтобы управлять непроизвольными вниманием, нужно организовать соответствующим образом среду. В ней должны быть либо интенсивные и яркие стимулы, либо интересные и новые, либо и те, и другие. Это может быть дискотека, поход в кино, настольная или компьютерная игра, ваше любимое занятие или что-то связанное с отложенными желаниями.

    Если в данный момент интенсивные захватывающие стимулы вам не доступны, можно попробовать сменить обстановку. Если вы в помещении - отправляйтесь на улицу, лучше в парк. Постарайтесь заметить, как можно больше деталей вокруг. При этом хорошо обращать внимание на то, что вам непривычно. Если вы во время прогулок чаще изучаете природу, постарайтесь запомнить встреченных людей. Если, обычно, вы больше уделяете внимания людям, исследуйте окружающее пространство, дорожное покрытие, растительность, небо, особенности архитектуры. Старайтесь запомнить как можно больше деталей, будто вы собираетесь написать о вашей прогулке рассказ.

    Если вам недоступна прогулка, надежный источник новых и необычных ощущений - тело. Закройте глаза и внутренним взором последовательно обследуйте все тело. Останавливайтесь на ярких ощущениях, давая себе время хорошенько их прочувствовать. Хотя тут я уже использую приёмы для стимуляции произвольного внимания.

    Произвольное внимание направлено туда, куда человек считает нужным его направить. Переключение и удержание произвольного внимания требует усилия. Умение применять волевое усилие приходится тренировать. Произвольное внимание развивается у человека по мере взросления и включения его в общество. Именно к этой форме внимания я предлагала вам обратиться, задавая вопросы про другие беседы. Существует множество способов тренировки произвольного внимания и его переключения. Например, игры с мячом, особенно командные. Многим с детства известна забава "Да и нет не говорите, чёрный с белым не берите". Она позволяет тренировать переключаемость, распределение и концентрацию внимания. Какое-то время назад появилась замечательная настольная игра "Превед, Медвед", которая не только развивает внимание, но может задать веселый тон дружеской вечеринке. Также последние исследования утверждают, что развитию произвольного внимания и его переключаемости, способствует медитация (Brefczynski-Lewis JA, Lutz A, Schaefer HS, Levinson DB, Davidson RJ. Neural correlates of attentional expertise in long-term meditation practitioners. Proceedings of the National Academy of Sciences 2007;104:11483–11488).

    На русском языке существует большое количество руководств по медитации. Мне нравится подход, реализуемый на сайте Real Mindfulness

    Последствием прикладываемых для реализации произвольного внимания усилий, является его истощаемость. Частично на этом основан метод парадоксальной интенции. Если вы не можете отвлечься от мыслей о предстоящем разговоре, сконцентрировалась на нём как можно дотошнее. Вспомните всех собеседников. Как они выглядят, какого цвета их волосы и глаза, какой у них голос, как они пахнут? Что вы знаете об их чертах характера? Если у вас есть план разговора с ожидаемыми ответами оппонентов, дайте себе задание проиграть в голове развитие событий 50 раз подряд, ни на что не отвлекаясь.

    Когда мысль занимает нас слишком долго и возвращает к себе внимание, означает, что она обслуживает какую-то из важных потребностей или целей и поэтому включена в личность человека. Так работает постпроизвольное внимание. Именно оно позволяет композиторам часами работать над своим произведением, не отвлекаясь ни на что. Эта форма внимания развивается, когда некогда произвольное действие становится личностного значимым, обретает дополнительный смысл. Даже это внимание можно переключить. Для этого придётся допустить, что мысль, которую вы думаете - не бесполезна. И найти максимально честный ответ на то, о чем эта мысль для вас? Зачем она вам? И сосредоточиться на других способах достижения этого зачем. Ответ не всегда бывает очевиден. Часто, приставучие мысли, позволяют нам избежать решения задач, в исходе которых мы не уверены. Тогда важно ответить на вопрос: почему я считаю эти мысли «ненужными»? О чем мне нужно думать сейчас? Зачем? И почему бы мне, действительно, не обратиться к ним?

    Найти ответ бывает непросто в одиночку. Помочь разобраться с причиной при следующих вас мыслей поможет психолог. Особенно хорошо в этом направлении работают аналитические психологи, гештальт-терапевты и клиент-центрированные психологи. А подобрать наиболее эффективный способ переключения внимания и превратить его в привычку поможет когнитивно-поведенческий психолог или психотерапевт.

    Иногда навязчивые мысли, такие, которые, кажется, не вписываются общий ход мыслей, возникают в нелогичные моменты, а также причиняют человеку мучения невозможностью их остановить, могут быть симптомом душевной болезни. Поэтому, будет полезно проконсультироваться у психиатра или врача-психотерапевта.

    Представьте, что вам предстоит написать доклад, сделать анализ произведения, подготовить презентацию, произвести мозговой штурм или что-то похожее.
    Что для этого нужно? Естественно необходимы: , желание, знание темы и ясная голова без лишних и ненужных мыслей.
    Как очистить ум и освободить мозг от залежей мусора? Вам поможет

    Генеральная уборка в голове

    Медитации – освободиться от ментального мусора, зацикленности на ненужных и непродуктивных мыслях, от обрывков образов, которые лишь захламляют область мышления и не позволяют думать свободно, ясно, четко, нестандартно, не дают эффективно мыслить.
    Медитация довольно проста в исполнении, и ее можно использовать в любое , в любой обстановке, когда есть необходимость очистить ум и направить его в более продуктивное русло.

    Итак, начинаем.
    Представьте, что ваш мозг – это комната. Вы хотите посмотреть, чем она заполнена? Хорошее желание! Открывайте дверь и смотрите.
    Вы удивлены? Ошарашены? Вам неприятно? Да, это ваша мозговая лаборатория.

    Вы открываете дверь и в сумраке видите груды мусора, разбросанные вещи, кучи коробок разного размера, из каждой торчат какие-то вещи, книги, диски, бумаги. Недописанные листочки, цветные стикеры, мятые тетради, карандаши, ручки валяются на полу, на столе, в кресле. Комната заставлена какими-то ящиками так, что между ними даже трудно протиснуться. В углу в беспорядке свалены какие-то предметы. Этот хаос давит на вас, не дает свободно и легко дышать.

    Вы ощутили, как все это тяжело воздействует на вас? Как трудно думать, чувствовать, создавать что-то новое? Да!

    Переходим к следующему этапу – вызываем ангелов. Представьте, как они с легким шелестом серебристых крыльев спускаются в вашу комнату, наполняют ее звуками тихих нежных голосов. Наши небесные помощники с удовольствием и любовью возьмутся за уборку и очистят помещение, сделают комнату чистой, светлой, легкой.

    Проходит несколько мгновений, ангелы быстро справились с задачей и… все пространство свободно! Комната как будто расширилась, стала больше – она абсолютно пуста.

    В заключение, представьте, как в нее вливается золотой солнечный свет, наполняет ее теплом, сиянием, энергией.

    Ум очищен и может трудиться на радость вам и окружающим. Желаю успеха!