Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев В 1 год малышу проводят

Когда крохе исполняется 1 год, он становится уже практически самостоятельным. Он уверено ходит, начинает говорить, и, конечно, его интересует совершенно все, что происходит вокруг. Теперь от мамы требуется не только простой уход, обеспечение базовых потребностей малыша, но и его интенсивное развитие. Известно, что именно в возрасте от года до трех происходит закладка всех мыслительных процессов, поэтому терять время даром не стоит, будущее крохи закладывается прямо у вас на глазах. Но чтобы планировать и корректировать процесс обучения, маме нужно обязательно знать, что должны дети уметь в 1 год. Это позволяет отслеживать динамику развития и сравнивать ее с нормативами. В случае серьезного отставания вы сможете обратиться к специалистам за своевременной помощью.

Самое важное - это безусловное принятие

Все нормы выведены на основе статистики, они вовсе не являются аксиомой. Ваш ребенок может опережать средние показатели или немного запаздывать. Поэтому изучая, что должны дети уметь в 1 год, нельзя забывать и о том, что 100%-го совпадения может и не быть. Все люди разные, и годовалые малыши имеют право быть такими же.

Второй момент, про который должна помнить знать мама, - что годовасики очень отзывчивы на внешние стимулы. Если вам кажется, что отстает физическое развитие, возможно, стоит меньше носить кроху на руках и предоставлять ему больше возможности пробовать свои силы. Не помешает также массаж. А если вы хотите подтянуть развитие мелкой моторики, то уделите внимание рисованию и лепке. Но все равно мы возвращаемся к тому, что маме нужны ориентиры, а потому давайте перейдем непосредственно к рассмотрению, что должны дети уметь в 1 год.

Физическое развитие

Его оценить проще, поэтому мы с вами начнем именно с наблюдаемых показателей. Малыш должен уверенно стоять без поддержки. Обычно к этому времени все дети могут спокойно ходить за одну или обе руки, а некоторые уже и полностью без поддержки. Если навык прямохождения не освоен, маме обычно рекомендуют пройти курс парафиновых сапожек и массажа. Не стоит сильно переживать, если кроха пока стоит только у опоры, а передвигаться по открытому пространству не рискует. Ему нужно лишь разок попробовать. А что должны дети уметь в 1 год? Уверенно стоять на ногах, опираясь на подошву, а не на носочки. В противном случае нужно обращаться к невропатологу, чтобы он назначил лечение.

Осваиваем двигательные навыки

В возрасте 12 месяцев многие дети еще активно ползают, особенно когда нужно пересечь большую комнату или просто во время игры. Однако некоторые полностью минуют этот этап, сразу начиная ходить. Кроха уже вполне уверенно покоряет лестницу, причем как вверх, так и вниз. Конечно, в этом случае взрослый должен контролировать малыша. Очень хорошо, если он умеет приседать, выпрямляться и подниматься на ноги из любого положения. Не стоит недооценивать возможности маленького человечка, он уже достаточно умелый, чтобы выполнить огромное количество движений. Особенно активные уже свободно влезают на кровать и диван, забираются на кресло.

Социальные навыки

А мы продолжаем говорить о том, что должен уметь ребенок в 1 год. Пока еще его мир заключен внутри семьи, малыш застенчив в общении с другими взрослыми, а если его оставить с незнакомым человеком наедине, то он может испугаться и расплакаться. Это нормальное явление, пока он всему миру предпочитает маму и папу. Сейчас кроха активно учится издавать различные звуки, повторять за взрослыми, подражать старшим во время игры. Стоит ли добавлять, что чем больше вы проводите времени, играя вместе с малышом, тем лучше идеть его развитие, тем больше он узнает.

А вот ровесники на детской площадке его начинают интересовать намного сильнее, чем раньше. Ведь оказывается, они такие же, как он, маленькие и не слишком умелые. Однако нужно знать, что, даже играя рядом, они не делают этого вместе. И тем более не стоит просить кроху поделится своими игрушками. Пока что он сам, его вещи и мама - это все одно большое "я". Не стоит упрекать его в жадности, ведь соседский ребенок забирает не просто лопатку, а кусочек его самого.

Ключ к ответам

Просто понаблюдайте за своим малышом. Он должен уметь эмоционально проявлять свои чувства: обнимать родителей, любимую игрушку, радоваться веселым играм. Обычно уже в этом возрасте он отлично узнает всех близких и очень радуется, когда они приходят. На фотографии ребенок может показать маму и папу. Однако, выставляя оценки его навыкам, не забывайте о том, что это еще совсем маленький ребенок (1 год). Развитие (что должен уметь, другими словами) идет индивидуально. Кто-то растет очень общительным, другие предпочитают часами крутить в руках коробочки-вкладыши, пытаясь понять, как они собираются.

Детки в этом возрасте с удовольствием рассматривают картинки в книжках, показывают, где на них изображены кошки или собачки, а также другие известные предметы и животные. Они эмоционально реагируют на музыку, пытаясь подпевать или танцевать. Маленькие актеры подражают мимике взрослого, следите за собой. Чем меньше вы будете хмуриться, тем понятнее будет малышу, что мир в порядке, а он в нем в безопасности.

Речь малыша

Первые слова - это именно то, чего так долго ждали родители. Трогательные, нежные «мама» и «папа» приводят в восторг и умиление. Педиатры, говоря о том, что должен уметь ребенок в 1 год, отмечают, что он уже должен освоить от двух до десяти простых слов. Нет ничего страшного в том, что звучат они совершенно не так, как мы привыкли. Помимо того что он освоил, как называть родителей, бабушку и дедушку, он может уже вполне осмысленно ответить на вопрос: «Кто это?», когда показывают на маму или папу.

На сегодняшний день развитие его мозга уже достигло определенных высот. Даже не умея строить фразы, он достаточно легко покажет вам действиями, как можно плакать, танцевать, брать ложку и тому подобное. Не ограничивайте себя стандартным набором того, что должен уметь делать ребенок (1 год). Пойте и танцуйте вместе с ним, рассказывайте сказки, лепите и рисуйте. Разместите дома как можно больше ярких картинок, шуршащих, звенящих и бренчащих игрушек, конструкторов, которые представляют собой наборы крупных геометрических предметов. Включайте классическую и детскую музыку. Сейчас его развитие зависит от того, что он слышит и видит, чувствует, а самое главное, может потрогать руками. Поэтому единственное, чего не должен делать родитель, - это ограничивать активность малыша.

Говоря про речевое развитие, нужно заметить, что, даже не умея произносить те или иные слова, ребенок должен вполне отчетливо понимать, что обозначает обращенная к нему речь. Проверить это очень просто. Если он легко выполняет просьбы «дай», «принеси», «покажи», значит, все в порядке и скоро все эти слова появятся и в его речи. Детки должны хорошо уметь показывать жестами «до свидания», полет птички, знать игру «ку-ку».

Растем не по дням

В этом возрасте развитие навыков идет столь бурно, что малыш меняется каждый месяц. Вообще первые три года жизни - это волшебный период, когда у вас на глазах проходит целая эволюция. Давайте теперь посмотрим, что должен уметь ребенок 1,2 года. Вроде между этими цифрами - совсем небольшой промежуток времени, однако человечек меняется просто на глазах. Недавно он не мог держать в руках кубик, а сегодня выстраивает из них башню. Именно в этом возрасте малыш начинает осознанно манипулировать предметами. Пирамиды и вкладыши становятся на недолгое время его любимыми забавами.

Сложно перечислить все навыки, которые должен освоить кроха. Педиатры отмечают, что он должен уметь самостоятельно вставать и садиться, ходить, залезать на различные поверхности и уверенно сидеть на стуле. Важнейшим критерием развития речи продолжает быть понимание речи взрослого, умение выполнять простейшие поручения. Кроха должен активно подражать действиям родителя в игре, укачивать куклу, кормить и пеленать, пылесосить, катать машину. Если все это сопровождается звуками, то развитие идет своим чередом.

Что должен уметь ребенок 1,3 года

Прошел еще один месяц, и вашего кроху почти невозможно унять. Он постоянно в движении, бегает и прыгает, причем максимальное время, на которое он может сосредоточиться на одном занятии, - это 10-15 минут. Сейчас он уже осознанно учится строить отношения и изучает окружающий мир. Сейчас формируется важное нововведение: ребенок начинает играть не рядом со взрослым, а вместе с ним. Это крайне важно, поскольку мы не живем вне социума.

Сейчас кроха осваивает режим, понимает разницу между «хочу» и «надо». Его можно приучать собирать игрушки и умываться перед сном, ложиться в одно время. В лексиконе насчитывается уже 15-20 слов, однако есть дети, которые пока только начинают проговаривать первые звуки. Ничего страшного в этом нет, главное, что ребенок понимает обращенную к нему речь.

Прогресс не стоит на месте

Отрезок между 12 и 17 месяцами очень короткий, однако невероятно насыщенный. Если до года ребенок учился сидеть, стоять и ходить, причем между освоениями этих навыков походило достаточно много времени, то сейчас что ни день, то достижение. Ребенок прекрасно освоил передвижение в пространстве, стал ловким и быстрым. Примерно в 1 год и четыре месяца ребята учатся самостоятельно есть.

Жажда деятельности у детей просто неуемная, поэтому нужно каждые 15-20 минут предлагать крохе что-то новое, что можно изучать, крутить и рассматривать. Малыши сейчас должны произносить около 4-10 слов, однако знают они намного больше. На картинках они свободно должны показывать основные цвета, фрукты и овощи, домашних животных. Практически все дети могут ответить, как говорит кошка или собака.

Сейчас меняется игра. Дети не просто манипулируют с предметами, а совершают с ними определенные действия. Можно сказать, что зарождается первая сюжетная игра. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно фигурок людей и зверей, а также декораций. По-прежнему ребят интересуют кубики, пирамиды, но сейчас они способны освоить и более сложные вкладыши и лабиринты. Все это должен уметь ребенок 1,4 года.

Возраст 17 месяцев - новая веха

Говорить о развитии малыша можно бесконечно, однако мы сегодня ограничимся возрастным отрезком до полутора лет. Время не прошло даром, кроха получил бесценные знания и уже сильно отличается от годовалого карапуза. Что должен уметь ребенок 1,5 года? В первую очередь хорошо бегать, огибать препятствия, забираться на предметы, бросать и догонять мячик.

Однако большинство родителей больше интересует интеллектуальное развитие. Сегодня открывается временной отрезок, когда малыш начинает буквально впитывать новые знания. Он уже многое умеет. Ребенок спокойно может найти в комнате предмет, подобный показанному ему, отличает кубик от шарика и кирпичика, подбирает фигурки для отверстий сортера, ориентируется в понятиях цвета, формы и размера, собирает пирамидку и довольно неплохо рисует.

Радуют и бытовые навыки. Ребенок почти не проливает еду и питье, следит за своим туалетом, начинает осваивать горшок. Активно развивается речь. Сегодня в словаре малыша уже более 40 слов, и этот запас продолжает расти.

Первый год жизни малыша обычно для родителей пролетает в один миг – не успели они принести из роддома трогательный кулечек, как уже по дому быстро бегает маленький человечек, со своим характером и привычками. По мнению психологов – к году у ребенка формируется не только важнейшие черты характера, но закладывается основа его отношения к миру, окружающим людям и себе. Большинство родителей вполне согласны с этими выводами – за первый год жизни малыш не только в 3-4 раза увеличивает свой вес, но и учиться сидеть, ходить, есть твердую пищу и еще множеству вещей.

В 1 год малыши последний раз приходят на ежемесячный осмотр, проходят медосмотр у узких специалистов и прощаются с детской поликлиникой на ближайшие несколько месяцев. Вот только ожидания родителей от такого осмотра часто остаются неоправданными – педиатр оценивает только рост и вес ребенка, а невропатолог редко тратит время на доскональную оценку физического и нервно-психического развития. Чтобы не волноваться, правильно ли развивается ваш малыш, можно ознакомиться со специальными таблицами, в которых подробно рассказывается, что должен уметь ребенок в 1 год. Вот основные критерии оценки развития ребенка в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка

К году вес ребенка достигает 10-12 кг, за месяц он прибавляет примерно 200-300 гр, а его рост увеличивается на 1-2 см, так что в 1 год нормальным считается рост ребенка от 70 см, в среднем – 72-75 см.

Большой родничок к этому возрасту должен полностью закрыться, а во рту появиться первые зубы – от 2 до 12, если зубов все еще нет или их прорезание замедлено, стоит пересмотреть рацион питания ребенка, возможно, ему не хватает кальция, фосфора или нужно увеличить дозу витамина Д3.

Новогодний видео-рецепт :

Большинство детей в возрасте 1 года могут самостоятельно вставать, садиться, стоять и ходить, придерживаясь за опору , многие уже ходят самостоятельно и даже бегают, другие все еще ползают или предпочитают ходить только с поддержкой взрослых. Но родителям активно передвигающегося малыша, ни в коем случае, нельзя заставлять его много ходить, особенно на улице – хождение по ровному асфальту, как ни странно, сильно напрягает мышцы ног – из-за ровной поверхности все время работают одни и те же мышцы, что может привести к их переутомлению, а в самых тяжелых случаях — слабые косточки малыша не выдерживают нагрузки и ножки могут искривиться.

К первому дню рождения движения ребенка становятся гораздо более скоординированными, он катает перед собой каталку или коляску, может подниматься по ступенькам, залазит на диваны, столы и стулья и активно изучает все предметы, попадающие в его поле зрения.

В этом возрасте дети обычно предпочитают игрушки, которые издают какие-то звуки, когда на них нажимаешь, различные модели на колесиках или развивающие игрушки – пирамидки, пасочки, кольца, которые можно нанизывать на веревку и тому подобное.

Малыш умеет брать предметы одной и двумя руками, носить игрушки в руках, перекладывать их из одной руки в другую , катать машинки и мячики, надевать кольца на пирамидку, складывать пасочки, сжимать игрушки, чтобы они пищали, бросать предметы прицельно на пол, а также ломать все интересные предметы и изучать их на вкус. Не стоит сердиться на годовалого ребенка, если он ломает и бросает игрушки и какие-то предметы обихода на пол, он еще не понимает результата своих действий, а с помощью таких «варварских» методов изучает строение предметов и законы физики, например, если бросить стакан с водой на пол, вода разольется, а стакан разобьется. В то же время оставлять такие действия без внимания нельзя, нужно спокойно объяснить малышу, что игрушки могут поломаться и его поведение вас очень огорчает. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем и оградить ребенка от травм и повреждений, нужно убрать все опасные, ценные или бьющиеся предметы из пределов досягаемости ребенка. Причем нужно помнить – годовасики отлично лазают и могут забраться куда угодно – на подоконник, стол, шкаф и дотянуться до верхних полок и ручек, подставив стул. Так что – освобождайте подоконники от электрочайников и микроволновок, закрывайте дверцы посудного шкафа на замок и никогда не оставляйте открытыми окна и аптечки.

Нервно-психическое развитие ребенка

В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права. В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.

К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.

Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.

К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.

В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет. В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями , так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит. Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.

Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.

Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.

К основным навыкам годовалого ребенка можно отнести:

  • Умение вставать, стоять и ходить с опорой;
  • Пить из чашки и есть с ложки с помощью взрослого;
  • Понимание большинства слов взрослых, выполнение простейших просьб и указаний;
  • Попытки подражать взрослым в их повседневной деятельности;
  • Знать значение слов «нельзя» и «можно»;
  • Выражать свои эмоции с помощью звуков, плача или улыбки;
  • Узнавать не только ближайших родственников, но и людей, которых часто видит;
  • Узнавать по картинкам животных, игрушки, предметы обихода.

Маленькая «леди» или годовалый «джентльмен»

К первому серьезному юбилею в жизни ребенка отличия между маленькими мальчиками и девочками уже становятся достаточно заметными. Мальчики немного выше и тяжелее – в среднем на 500-600 гр и 2-4 см, девочки же гораздо эмоциональнее и развиваются немного быстрее.

Так годовая девочка обычно уже любит яркие платья и украшения, проявляет любовь к своим пупсам и мишкам, любит танцевать с мамой и сидеть на руках у папы, а мальчики в этом возрасте предпочитают все время проводить на полу, что-то изучать и ломать игрушки. А их предпочтения в игрушках – это машинки, разные «стучалки» и так далее. В этом возрасте они уже могут активно уворачиваться от слишком жарких объятий и поцелуев, и пытаться все сделать самостоятельно. А вот в плане капризов и истерик и мальчики и девочки примерно одинаково действуют на нервы своих родителей, здесь все зависит от темперамента ребенка и особенностей воспитания.

5141

Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца. Гармоничное развитие ребенка в год. Что должен знать ваш ребенок в 1 год, 1 год и 2 месяца, 1 год и 4 месяца. Должен ли уже ходить. Какими навыками обладать. В какие игры играть.

Одни детки развиваются быстрее, другие чуть медленнее. Одни активнее, другие чувствительнее, третьи любознательнее. У каждого ребенка свой собственный план развития. От знакомых мы часто слышим, что в год ребенок обязательно должен ходить и говорить больше 5 слов, но это все тоже индивидуально. Максим стал первые самостоятельные шаги делать после года, самостоятельно пошел в 1 год 1 месяц и это норма. У большинства моих знакомых и друзей детки начинали ходить либо совсем рано (в 9-10 месяцев), либо после года (13 месяцев). Стоит проконсультироваться со специалистами, если ребенок не ходит к 1 году и 4 месяцам.

Ниже приведу календарь развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев, разработанный специалистами из Великобритании .

Особенности развития ребенка от 1 года до 1 года 4 месяцев:

Навыки крупной моторики

    Малыш делает первые шаги. Ноги при этом широко расставлены, шаги неуверенные, руки приподняты для сохранения равновесия.

    Самостоятельно встает без опоры.

    Переходит из положения стоя в сидячее положение, плюхаясь на попу.

    Ползёт по лестнице вверх.

    Спускается по лестнице на четвереньках задом наперёд (ползёт).

    Идёт, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек поменьше.

    Идёт и тянет за собой игрушку на верёвочке.

Навыки мелкой моторики и зрительно-двигательная координация

    Строит башенку из двух кубиков.

    Рисует каракули мелком пастельным карандашом, применяя пальцевые захваты.

    Переворачивает коробку, чтобы вывалить из неё содержимое.

    Бросает кубики в коробку с большими отверстиями.

Зрение

  • Наблюдает за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрируя заинтересованность.

Кормление

  • Пьёт из чашки-непроливайки без посторонней помощи.
  • Пытается кушать ложкой.

    Прожёвывает еду, состоящую из кусочков.

    Откусывает кусочки мягкого печенья, банана и т.д.

Сон

  • Днём спит один раз.

Умывание и чистка зубов

    Чистит зубы с помощью взрослого.

    Вытирает руки полотенцем с помощью взрослого.

    Активно участвует в купании в ванне, например, сам намыливает руки и ноги мочалкой.

Одевание

    Снимает носки.

    Снимает не зашнурованные/не застёгнутые ботинки.

    Снимает свободно сидящую на голове шапочку.

    Принимает участие в одевании.

Способность удерживать внимание и слушать

    Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов, и только затем отвечает ему.

    Когда кто-то указывает на далёкий объект (находящийся дальше, чем в 3-х метрах), смотрит в указанную сторону.

    Обращает внимание на объект, на который смотрит или указывает кто-то из близких.

    Переводит взгляд с объекта на взрослого, чтобы привлечь его внимание к объекту.

    На короткое время полностью сосредотачивается на объекте или занятии, которое выбрал сам.

    Наблюдает за окружающими и слушает их, а затем подражает их действиям в своей игре.

    На короткое время обращает внимание на картинки, называет их, и добавляет что-то от себя. Делает это под руководством взрослого или самостоятельно.

    Делает ритмичные движения под музыку или песенку.

Импрессивная речь (Восприятие речи и жестов)

    Понимает как минимум 15 слов/жестов, - смотрит или показывает названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?».

    Указывает на названные или обозначенные жестами объекты в книжке с картинками.

    Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией.

Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации)

  • Указывает на различные объекты, находящиеся вокруг, чтобы привлечь внимание взрослого. Указывая на объект, может издавать звуки.
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.

    Пытается жестикулировать или воспроизводить произносимые кем-то слова.

    Самостоятельно использует примерно пять слов/жестов.

    Предлагает поиграть в любимую игру, используя слова, жесты, действия (Например, предлагая поиграть в «ку-ку», говорит «ку!» или закрывает лицо ручками).

    Произносит названия любимых предметов или изображает их (например, собаку или кошку).

    Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»).

    Самостоятельно машет ручкой на прощание.

Экспрессивная речь

    Свободно лепечет, оставаясь в одиночестве или во время игры.

    Звуки, которые произносит малыш, уже больше похожи на определенные слова.

    Подражает произнесению простых знакомых слов.

    Играет с кем-то из близких в игры с использованием звуков. Копирует звуки, издаваемые тем, кто с ним играет, например, «бах», «дррр» и т.д..

    Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».

Умение понимать эмоции и поведение окружающих, выражать свои эмоции

    Просит того, кто рядом, о помощи, когда нужно достичь определённой цели (например, достать какой-то предмет или завести заводную игрушку).

    Смеётся над очевидно абсурдными ситуациями (например, если надеть ботинок на голову).

    Смеётся в предвкушении (например, ожидая, что его будут щекотать в конце игры «Сорока-ворона»).

    Расстраивается, если ему мешают что-то сделать, например, когда он тянется к небезопасному предмету, а взрослый его убирает.

    Интересуется действиями окружающих.

    Инициирует взаимодействие с другими детьми.

Привязанность

    Устав или огорчившись, прибегает к помощи взрослого для «эмоциональной подзарядки», например, залезает к нему на руки.

    Берёт с собой в кроватку любимую «успокаивающую» игрушку.

    В незнакомой обстановке успокаивается, прижимая к себе любимую игрушку или предмет.

    Предпочитает находиться среди знакомых людей.

Развитие познавательной деятельности

    Принимает активное участие в повседневных делах и играх (одевание, купание, уборка).

    Практически сразу подражает взрослым: действиям, жестам, речи.

    Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек паззла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

    Проявляет чрезвычайное любопытство, исследуя предметы, помещения и обстановку вне дома. Если ребёнок не умеет самостоятельно передвигаться, он показывает пальчиком или взглядом интересующий его объект.

    Узнаёт любимые игрушки, игры и занятия. Например, увидев в книжке знакомого персонажа, приносит и показывает такую же игрушку.

    Любит по много раз слушать одну и ту же сказку.

    Демонстрирует умение решать практические задачи, повторяя за взрослым или другим ребёнком способ использования орудий или приспособлений (палка, корзина).

    Настойчиво ищет предметы, даже если они спрятаны под двумя-тремя покрывалами.

Развитие игровой деятельности

    С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

    Во время игры демонстрирует понимание назначения разных предметов (причесывается, прикладывает к уху телефон и т. д.).

    Первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

    Играя, подражает действиям и занятиям окружающих.

    Играя, совершает ряд связанных между собой простых действий (например, сажает куклу в машинку, затем толкает машинку, чтобы та ехала).

    Играет в игры, предполагающие очередность (кормит куклу, стучит в барабан по очереди со взрослым).

    С удовольствием играет в игры-дразнилки, когда предмет протягивают, но затем не дают, а прячут.

    Делает попытки «рисовать» простыми и пастельными карандашами и/или мелками.

    Соглашается на внесение новых действий в игру, подражает взрослому и присоединяется к игре.

  • Чтобы обозначить какой-либо предмет или животное, использует звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «дррр».
Ориентируясь на эти данные можно придумывать новые занятия с малышом, развивать новые навыки.

Что любит делать ребенок в год (наблюдения за Максимом)

  • ходить с игрушкой в руках;
  • везде пытаться залезть: на маленькие стульчики, диваны, кровати, тумбочки;
  • сидеть и играть на корточках;
  • бросать шары, игрушки;
  • ставить кубики друг на друга;
  • листать книжки;
  • подражать действиям мамы (подметать, мыть полы, протирать стол и т.д.);
  • играть в ку-ку;
  • брать в руки телефон и пытаться звонить понарошку;
  • играть с песком и водой (капать, пересыпать, переливать);
  • пританцовывать или танцевать под музыку;

Первый месяц после рождения сына или дочки пролетает незаметно, но, несмотря на то, чтобы большая часть суток уходит у крохи на сон, он уже учится и осваивает некоторые навыки, чем безмерно радует своих родителей. Маме и папе в этот важный период очень важно научиться понимать и чувствовать своего малыша, а поможет в этом знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

В первый месяц после рождения детки активно развиваются и только начинают знакомство с окружающим миром. Родителям не стоит переживать из-за того, что малыш за первые дни может несколько потерять в весе – это связано с тем, что в организме новорождённого находится излишняя жидкость, от которой он и избавляется. Но, спустя пару недель он уже достигает веса при появлении на свет, а затем следует и прирост показателей – примерно на 30 г вдень, так что к месяцу карапуз весит от 3,4 до 4,5 кг. В длину тело детей в этом возрасте может достигать 50-54 см.

За месяц происходит ряд изменений в детском организме, который активно перестраивается, адаптируясь к иным условиям после длительного внутриутробного пребывания:

  • постепенно разрушаются кровяные клетки с типом гемоглобина плода, по причине этого изменяется и работа кровеносной системы;
  • пищеварение приспосабливается к другому типу питания;
  • начинают самостоятельно функционировать дыхательная и гормональная система;
  • происходит формирование иммунитета малыша, вследствие проникновения в организм различных бактерий.

Поскольку малыш рождается со сформированным зрением, органами слуха, способностью к тактильным ощущениям, поступающая извне информация заставляет интенсивно совершенствоваться его мозг, нервную систему. Благодаря этому, малыш начинает двигаться и управлять, хоть и не вполне осознанно, разными частями своего тела.

Важную роль в этом играют и заложенные у новорождённого рефлексы:

  • сосательный, позволяющий ему питаться грудным молоком;
  • опоры и ходьбы, сказывающийся в сгибании суставов;
  • поисковый, который проявляется в открывании рта и наклонении головки ребёнка, при нажатии на центр его нижней губы при кормлении.

Есть и другие рефлекторные действия карапуза, способствующие развитию функции нервной системы и все они должны у него присутствовать, что является вполне нормальным.

Одним словом, развитие ребенка в 1 месяц, идёт полным ходом, и родителям нужно фиксировать все достижения малыша, а также их отсутствие, чтобы не пропустить нежелательных нарушений.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

От правильного развития ребёнка в первые и последующие месяцы после появления на свет зависит дальнейшее полноценное формирование органов и жизненных систем младенца.

Есть определённые критерии, по которым можно судить о темпе его роста. Конечно же, это первые навыки грудничка:

  • малыш потихоньку учится держать головку, лёжа на животике, и пусть это длится всего несколько секунд, он уже не падает личиком в пелёнку;
  • дитя совершает непроизвольные движения ручками и ножками, может прогибать спинку, приподнимать ягодицы, но надо понимать, что пока эти действия неосознанные;
  • детишки начинают издавать свои первые самостоятельные звуки – они напоминают бульканье, но уже не похожи на «уаа» новорождённого, это первичные зачатки речи;
  • из-за развития слухового аппарата дети уже могут воспринимать звуки, прислушиваться к голосам родителей, в это время, желательно, оградить их от резких и громких звуков;
  • развиваются тактильные ощущения карапуза, поэтому он уже способен положительно реагировать на объятия матери и её нежные прикосновения;
  • в месяц малыши начинают привыкать к определённому распорядку дня, поэтому могут просыпаться, когда приходит время кормления и засыпать в отведённые для этого часы;
  • тело младенца становится расслабленным, а движения более естественными, так как снижается тонус в сгибательных мышцах;
  • фиксация взгляда крохи также происходит лишь на какое-то мгновение, но постепенно ребёнок делает это всё более уверенно и долго, причём может следить глазками за движущимися объектами;
  • к месяцу дети уже способны различать четыре цвета – жёлтый, красный, чёрный и белый, а также отдельные линии и клетки.

Вступая в зрительный контакт с мамой, грудничок явно получает удовольствие, и на его личике уже можно увидеть осмысленную улыбку – наверное, это самое приятное умение, которое постигает младенец в первый месяц жизни. До этого родители уже успевали заметить первые улыбки своего чада – сначала во сне, потом после купания, и вот, наконец, вполне осознанное проявление чувств, связанное с простой радостью при виде лица самого близкого человека.

Это подтверждает, что в месячном возрасте малыши уже умеют узнавать маму по виду, голосу, запаху, они прекрасно понимают, когда до них дотрагивается материнская рука.

Что нужно уметь в 1 месяц девочке, спрашивают некоторые родители. При постоянном общении с мамой, малышка уже вполне умеет «агукать», издавать другие звуки, даже показывать язычок, повторяя за родительницей.

Таким же поведением отличается и мальчик, уметь в 1 месяц он может «гулить», но при этом причмокивать, кряхтеть и звонко кричать, такими способами разрабатывая свои голосовые связки.

Зная, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители должны помогать малышу совершенствовать свои органы чувств, а для этого необходимы развивающие занятия.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц: видео

Что необходимо для развития ребёнка в один месяц

Для маленького ребёнка важно создание благоприятных условий для дальнейшего развития, и это, прежде всего, атмосфера в доме, которая должна быть спокойной и доброжелательной. Поскольку малыш воспринимает внешний мир органами чувств, то ему доступное и понимание эмоционального состояния домочадцев. Когда в семье тёплые, душевные отношения, мир и обстановка тихой радости, это помогает крохе почувствовать себя в полной безопасности.

Разумеется, для развивающих упражнений и игр времени не так много, ведь малыш всё время спит, а моменты активного бодрствования ещё очень кратковременны. Но при правильном распорядке дня всегда можно найти 20-30 минут для того, чтобы пообщаться с малюткой и помочь ему в совершенствовании основных навыков. Рассмотрим, какие упражнения помогут ребёнку быстрее адаптироваться в новой среде.

Для стимуляции зрительной, слуховой функции, улучшения тактильного восприятия можно:

  1. Взять большую яркую игрушку, держа на расстоянии 60-70 см от личика крохи, подождать, когда она привлечёт его внимание и очень медленно отвести в сторону, постаравшись, чтобы взгляд младенца не отрывался от предмета. Можно приближать и отодвигать вещь, но чтобы она находилась в поле зрения малыша в течение двух минут.
  2. Каждый день на протяжении 10 минут ребёнку можно негромко включать спокойную, мелодичную классическую музыку, также подойдут отдельные записи некоторых музыкальных инструментов, звучащих нежно и в мажорном ладе. К выбору нужно подходить очень ответственно, ведь это будет первая услышанная малышом музыка в его жизни. После маминого голоса ему будет приятно услышать звуки арфы, флейты, фортепиано. Перед сном можно прослушивать произведения Шопена или Моцарта, утром во время бодрствования – танцевальные мелодии.
  3. Игрушки, которые будут способствовать развитию слуха и осязания – музыкальные мобили (карусели), погремушки с негромким звуком, подвески на кроватку со звуковым и световым сопровождением. Мобили считаются наиболее предпочтительными для этого возраста, так как они помогают детям концентрировать своё зрение и внимание на отдельных объектах, учат различать звуковые частоты. Одновременно с этим, ребёнок развлекается и находится в хорошем настроении.

Понимая, что должен уметь делать месячный малыш, и памятуя о том, что хватательный и сосательный рефлекс у него сильно развит, имеет смысл купить ребёнку несколько погремушек из материалов разной текстуры, а также книжку для самых маленьких с музыкальными страничками. Резиновые и латексные игрушки-пищалки в виде животных тоже не оставят его равнодушным. Конечно, все эти вещи должны быть выполнены из натурального материала, к тому же, они понадобятся ребёнку чуть позже, когда у него начнут резаться зубки.

Чтобы постепенно укреплять малыша физически, предусмотрены следующие упражнения:

  1. Младенца кладут на животик, показывают ему яркий предмет и, не торопясь, поднимают его выше и выше. Ребёнку поневоле приходится тренировать мышцы шеи, чтобы поднять головку. Для этого же кроху кладут вниз лицом к себе на живот и начинают с ним разговаривать, обращаясь по имени.
  2. Чтобы развивать ножки и ручки малютки, ребёнка берут за руки, поднимают их, осторожно опускают, складывают на груди. Ножками малыш должен делать крутящие движения, имитирующие велосипедную езду.
  3. Купание не только доставит ребёнку удовольствие, но будет положительно влиять на его физическое состояние. Мама может купаться вместе с малышом, положив его к себе на грудь спинкой, держа одной рукой, а другой показывая различные игрушки. Можно учить малыша держаться на воде, поддерживая на руках и покачивая.

Также для нормального кровообращения и снижения гипертонуса месячным детям делают массаж, сгибают и разгибают им ручки и ножки – обычно, эти процедуры проводятся перед купанием или после него.

Понимая, что должен уметь ребенок в 1 месяц, родители могут стимулировать малыша к освоению новых умений, увлекая его интересными игрушками, музыкой или интересными действиями, но самое главное, что во время этих занятий происходит непосредственное общение крохи с мамой, в которой он нуждается более всего.

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся зубки и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.