Беседа «О вредных привычках. Беседа: «Вредные привычки Беседа вредные привычки

Вредные привычки у детей являются наиболее часто встречающейся проблемой, с которой родители обращаются к психологу. Сюда относятся такие дефекты поведения, как навязчивое желание сосать палец или грызть ногти, излишняя увлеченность мультиками и компьютерными играми, а также употребление в речи ребёнка бранных слов.

Каждая из привычек по своему опасна для нормальной социализации, а некоторые из них способны навредить здоровью. Возникают они из-за неправильного или недостаточного воспитания, подражания ближайшему окружению и по причине укоренившегося способа борьбы со стрессом, чаще всего .

Специалисты установили, что одним из эффективных методов, способных не только устранить, но и предотвратить нежелательное поведение, является обычная беседа с детьми о вредных привычках. Она не требует директивного подхода, мягко воздействует на сознание ребёнка, создает условия для понимания ним разницы между «правильно» и «неправильно» и .

В статье будет детально рассмотрена информация о том, что такое привычка, в том числе вредная, какие бывают ее виды и как устранить этот поведенческий феномен с помощью беседы.

Привычка – что это такое?

В психологической науке под привычкой принято понимать непроизвольное и регулярно повторяющееся действие. Приставка «вредная» к ней добавляется в том случае, если часто повторяющееся поведение способно нанести физический или психологический вред тому, кто ее осуществляет.

Со временем любая привычка способна перерасти в неконтролируемое пристрастие, ограничение которого будет вызывать у индивида дискомфорт, чувство неполноценности и беззащитности. В таком случае можно говорить уже о полноценной зависимости.

Исследования показали, что на формировании устойчивой привычки уходит около трёх недель. При этом поведение должно повторяться хотя бы раз в сутки, чтобы привыкание к чему-либо не ослабевало. В процесс комплексно включаются физиологический и психологический аспекты.

Первый касается нейронных сетей, что возникают при неоднократном повторении одного и того же действия, доходящего в итоге до автоматизма. Это уменьшает затраты энергии для человека на осмысливание и анализ ситуации.

Что касается психологического аспекта, то он обязательно должен подразумевать в конце положительный результат. Проще говоря, индивид получит от реализации привычки удовольствие. Если этого нет, вероятность формирования снижается до нуля. Психология и физиология взаимодействуют друг с другом, что дает на выходе такой феномен поведения, как привычка к чему-либо.

Вредность или полезность привычки определяется отношением к ней со стороны социума. В случаи с детьми – со стороны их родителей. Ребёнок может не понимать, что ковырять в носу на людях признак дурного тона или не знать значения бранных слов, но употреблять их.

Поэтому папа с мамой обязаны привить малышу основы правильного поведения, отталкиваясь от которых он будет успешно социализироваться в обществе. Именно от этого зависит, насколько чадо будет успешно и популярно в садике или школе. Стоит упустить благотворный момент, и «переделывать» плохое поведение станет куда сложнее.

Виды вредных привычек у детей

Специалисты разделяют вредные привычки на две большие категории, к ним относятся:

  • патологичные – спровоцированы недостатком внимания со стороны мамы и папы, а также директивным воспитанием малыша, с применением силы и угроз. Чаще всего психологи диагностируют их у тех малышей, что были рано отняты от груди и которым не пели колыбельных и не читали на ночь сказок. Лежащий в темноте ребёнок пытался сам себя успокоить с помощью сосания пальца или игрушки;
  • непатологические – возникают по причине отсутствия надлежащего участия со стороны ближайшего окружения малыша в привитии ему культурных и гигиенических навыков.

Важно понимать, что любая вредная привычка, возникшая у ребёнка, так или иначе, отражает актуальную атмосферу в семье. Причем психологи отмечают, что наличие в поведении чада пары плохих привычек – это норма. Например, отвлекаться во время еды и покусывать губы во время волнения. Подобное свидетельствует о том, что воспитательный процесс протекает успешно, а семейная обстановка вполне комфортна для малыша.

Другое дело, если нежелательное поведение возникает спонтанно и массово, постепенно приобретая устойчивый характер в своих проявлениях. Специалисты убеждены, что такие явления могут быть спровоцированы сильнейшим психологическим дискомфортом или проблемами неврологического характера.

Статистические данные показали, что дети чаще всего страдают такими вредными привычками, как:

  1. Навязчивое дерганье себя за волосы . Причем в особо стрессовых ситуациях малыш может выдергивать их целыми пучками.
  2. Ковыряние в носу . Увлекшись, ребёнок способен спровоцировать кровотечение, чем и себя испугает, и родителей переполошит.
  3. Обгрызания ногтей . Привычка часто остается и во взрослые годы. Психологи относят ее к разновидности агрессии, направленной на самого себя. Малыш символически «наказывает» свое тело за совершенную провинность.
  4. Сосание пальцев и других предметов . Очень широко распространенная привычка, берущая начало из кормления грудью и сосания соски. Сам процесс успокаивает ребёнка, снижает его напряжение.

Перечисленные формы навязчивого поведения не претендуют на полный список, так как вредных привычек у детей огромное множество. От ерзанья на стуле до жевания пищи с открытым ртом. Однако именно с этими разновидностями нежелательного поведения психологам приходится бороться чаще всего. Родителям важно понимать, что если игнорировать привычку, то она засядет в ребёнке надолго, значительно портя ему жизнь. А винить во всем он будет, естественно, папу и маму.

Поэтому начинать устранение навязчивых действий необходимо незамедлительно. Делать это нужно мягко и терпеливо, в виде беседы. Дополнительный эффект даст создание благоприятного климата внутри семьи. Мамам и папам не стоит забывать и о своих вредных привычках, если со временем они не хотят увидеть их у своих детей.

Профилактика вредных привычек у детей

Итак, узнав о том, что такое привычка, разобравшись с механизмом ее возникновения и видами, перейдем к конкретным профилактическим мерам. В первую очередь родители должны понять, что перекладывать всю ответственность за воспитание малыша на школу или садик ни в коем случае нельзя. Образование важно в коррекции нежелательного поведения, но порой его влияние на ребёнке не столь глубоко, чтобы привести к стойким изменениям. Поэтому устранять плохие привычки нужно пытаться и своими силами, в домашних условиях. Ниже будет продемонстрировано, как сделать правильно.

Правила беседы о вредных привычках

Психологи рекомендуют родителям вести беседу именно в виде разговора с малышом, а не с помощью нравоучительного монолога. Чтение нотаций способно вызвать у него раздражение и скуку. Избегайте употребления таких слов, как: «нужно», «должен» и «запрещено». Запретный плод сладок, и это еще больше подхлестнет ребёнка осуществлять привычку, выражая тем самым бунт против «скучных» взрослых.

Не пугайтесь внешней отстраненности малыша, внутри он будет глубоко переживать все, что вы ему скажите. Начинать беседу следует спонтанно, не ожидая очередного проявления привычки. Перед этим подготовьте достаточно логичных доводов и аргументов, способных укрепить вашу позицию. Не апеллируйте к чувствам и эмоциям чада и не пытайтесь вызвать жалость или сожаления о неправильном поведении малыша. Психологи убеждены, что подобная стратегия не является крепким фундаментом для предотвращения укрепившихся поведенческих реакций.

Важно, чтобы отец и мать придерживались одного мнения по поводу проявляющейся у ребёнка вредной привычки. В противном случае это вызовет у чада когнитивный диссонанс, основанный на том, что мама против того, что он грызет ногти, а отец относится к этому равнодушно или снисходительно. Перемежайте беседу реальными примерами из жизни, возможно даже из собственного прошлого. Допустимо использовать юмор и анекдотические ситуации.

Идеальное время для проведения профилактических бесед начинается с того момента, когда ребёнку исполнится 10-12 лет. В этот период авторитет родителей еще высок, а чадо еще довольно внушаемо, чтобы психотерапевтический эффект разговора оказал максимальное влияние. Разрешается начинать беседы и с более раннего возраста. Главное, чтобы они были поданы в интересной и доступной форме.

Мультфильмы о вредных привычках

Одной из самых доступных и эффективных форм донесения до ребёнка вредности привычки и ориентации его на здоровый образ жизни являются мультфильмы. В создании сюжетов мультиков принимают участие квалифицированные психологи, которые рекомендуют мультипликаторам наделять главных героев теми или иными качествами. Чадо с богатым воображением быстро усвоит, глядя на экран, что такое «хорошо» и «плохо». К тому же он может узнать в каком-либо нелицеприятном персонаже собственные вредные привычки, что поспособствует их устранению.

Однако мультики нужно смотреть правильно. Недостаточно просто посадить малыша перед экраном и пусть наслаждается. Мама с папой должны сесть рядом с ним, внимательно смотреть мультфильм, ставить на паузу в тех местах, которые считают важными для развития чада, и объяснять ему нюансы, углубляя тем самым понимание внутреннего смысла происходящего на экране.

Что качается выбора мультфильмов, то он достаточно богат.

Сюда относятся:

  • «Мойдодыр» — профилактика проблем в выработке привычек к гигиене у малыша
  • «Сестрички привычки» — в символической форме дан обзор на последствия от большинства вредных привычек
  • «Здоровье начинается дома» — прекрасная анимационная картина про важность повседневной гигиены.
  • «Лесные жители» — поможет снять боязнь походов к дантисту
  • «Под мухой» — для профилактики у подростков тяги к алкоголю

Сказки о вредных привычках

Сказкотерапия относится к молодым отраслям психологической терапии нежелательного поведения, однако она уже доказала свою поразительную эффективность. Суть в том, чтобы в повествовательной и доступной форме донести до малыша его проблему и методы ее решения. Хорошо продуманная сказка вызовет интерес даже у подростка, так что такой вид терапии подходит для детей всех возрастов.

Большинство литературы на этот счет пишется для взрослых, либо, если сказки именно для детей, стоят слишком дорого. Но никто не мешает родителям самим выступить сказочниками и придумать такую историю, где будет рассматриваться вредная привычка их малыша.

Это не так сложно, как кажется, достаточно взять любую сказку и легонько подкорректировать сюжет в нужном вам направлении. Также возможно создать и полностью оригинальный сюжет, ориентируясь на вкусы и предпочтения чада.

Напоследок хочется сказать, что родители обязаны не только бороться с нежелательным поведением своего ребёнка, но и уметь предотвращать его. В этом им помогут такие инструменты психологического воздействия, как беседа, мультфильм, сказка и различные игры. Устранять проблему нужно не силой и мольбами, а незаметно, с помощью деятельности, доставляющей малышу удовольствие.

Анастасия Такалина
Классный час «Разговор о вредных привычках»

"Разговор о вредных привычках "

Цель : Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи :

Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.

Дать понять о последствиях употребления психо- активных веществ.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Ход занятия

Определение эмоционального состояния присутствующих : Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый) . Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

Вступление учителя. Сообщение темы и цели занятия.

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек , без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!

Давайте станем каплю терпеливее!

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранять!

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова :

Я умею думать, умею рассуждать,

Что полезно для здоровья буду выбирать.

Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают .

Какие бывают привычки ? (слайд №2 (ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные .

Какие привычки мы называет полезными?

Назовите полезные привычки . (ответы детей) (слайд №3)

Какие привычки мы называем вредными ?

Назовите вредные привычки . (ответы детей) (слайд №4)

Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания) (слайд №5)

- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент : рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

Вывод : Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)

Следующая опасная привычки – это алкоголь . (слайд №8)

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве) . Само название «алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь» , что означает одурманивающий.

Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

По данным министерства здравоохранения :

пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;

курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;

Курение притупляет вкусовые ощущения;

причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод : Алкоголь опасен для вашего здоровья. (слайд № 9)

Наркотики относятся к вредным привычкам . (слайд № 10)

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним , теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод : Наркотики – это гибель для человечества. (слайд № 11)

Токсикомания также относится к вредной привычке . (слайд № 12)

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов : развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод : Токсикомания – это яд для здоровья человека. (слайд № 13)

Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

Как влияют на организм ПАВ?

Учитель :

Ну что ж, мой друг,

Решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой,

Ты согласиться можешь, но отказ,

Окажется получше в сотню раз,

Ты вправе жизнь свою спасти,

Подумай, может, ты на правильном пути,

Но если всё – таки успел свернуть,

То потрудись себе здоровье ты вернуть.

Работа в группах

А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.

Деление на группы (сила, молодость, здоровье) .

Конкурсы.

1 конкурс.

Назовите причины, которые заставляют употреблять ПАВ. (слайд № 14)

(Итог : ПАВ помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).

ПАВ НЕ ПОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.

2 конкурс.

Несколько способов сказать «НЕТ» .

Ребята, представьте такую ситуацию : «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться. (слайд № 15)

3 конкурс

Ролевая игра :

1 группа :

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

2 группа :

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

3 группа :

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения .

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

Учитель : (чтение стихотворения) (слайд 16)

Вредным привычкам – нет !

Скажи всем друзьям.

Вредным привычкам – нет !

Скажи себе сам.

Вредные привычки – плохо !

Знай всегда.

Вредные привычки – смерть !

Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья» (слайд 17)

четкий режим дня;

свежий воздух;

больше смеха;

физическая активность;

правильное питание;

не пить, не курить;

личная гигиена;

любовь к себе и другим;

занятия по душе.

Почему соблюдение данного правила сохраняет здоровье?

Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте «Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки : (слайд 18)

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно :

Если ты хочешь прожить короткую жизнь;

Если хочешь отставать в учебе;

Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;

Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;

Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;

Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;

Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;

Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;

Если ты хочешь иметь лицо «застывшей маски» ;

Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки» .

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки ,

Не вступайте с ними в стычки

Они ведь вредны для земли

В употреблении людьми.

Они мешают людям жить,

Так, что хочется аж выть.

Сигареты, водка – ни к чему

Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»

А наркотики сейчас

Устрашают просто нас.

Ах, эти вредные привычки ,

Не вступайте с ними в стычки.

Итог урока :

Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод? (слайд 19)

Вредные привычки , которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя : свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются! Давайте не будем рабами вредных привычек !

Наш совет : “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

Учащимся класса раздаются памятки «Разрешалки от вредной привычки » .

ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН (слайд 20)

Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций) .

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, табакокурению, токсикомании.
  • Дать понять о последствиях употребления психоактивных веществ.
  • Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: полезные и вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, алкоголь, курение, наркотические вещества, токсикомания их неблагоприятное влияние на органы и системы, организм человека.

Ход занятия

I . Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Определение эмоционального состояния присутствующих: Ребята, Вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный сиреневый, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

II. Вступление учителя . Сообщение темы и цели занятия.

Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, способны оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:

Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.

Какие бывают привычки? (слайд №2)(ответы детей)

Привычки бывают полезные и вредные.

Какие привычки мы называет полезными?

Назовите полезные привычки. (ответы детей) (слайд №3)

Какие привычки мы называем вредными?

Назовите вредные привычки. (ответы детей) (слайд №4)

Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики,токсикомания) (слайд №5)

- “Что же происходит при курении табака?” (слайд № 6)

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин. При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Самый ядовитый - никотин, пары которого проникают в организм и вызывают сначала возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы; суживает кровеносные сосуды, раздражает слизистые оболочки. В больших дозах никотин вызывает судороги и смерть. Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения. Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь.

Практическая работа.

Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?

Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей)

Вывод: Дышать табачным дымом опасно для вашего здоровья. (слайд №7)

Следующая опасная привычки – это алкоголь. (слайд №8)

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

По данным министерства здравоохранения:

  • пульс курильщика чаще пульса некурящего в три раза;
  • курильщики чаще болеют простудными заболеваниями;
  • Курение притупляет вкусовые ощущения;
  • причиной многих пожаров является сигарета.

Вывод: Алкоголь опасен для вашего здоровья.(слайд № 9)

Наркотики относятся к вредным привычкам. (слайд № 10)

Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики.Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю.Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться.

Вывод: Наркотики – это гибель для человечества. (слайд № 11)

Токсикомания также относится к вредной привычке. (слайд № 12)

Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Ему мерещатся всякие страхи, состояние тревожное. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.

Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека. (слайд № 13)

- Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

- Как влияют на организм ПАВ?

Учитель:

Ну что ж, мой друг,
Решенье за тобой,
Ты вправе сам командовать судьбой,
Ты согласиться можешь, но отказ,
Окажется получше в сотню раз,
Ты вправе жизнь свою спасти,
Подумай, может, ты на правильном пути,
Но если всё – таки успел свернуть,
То потрудись себе здоровье ты вернуть.

III . Работа в группах

А сейчас поиграем. Проведём конкурсы между группами.

Деление на группы (сила, молодость, здоровье).

Конкурсы.

1 конкурс.

Назовите причины, которые заставляют употреблять ПАВ. (слайд № 14)

(Итог: ПАВ помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).

ПАВ НЕ ПОХОДЯТ БЕССЛЕДНО.

2 конкурс.

Несколько способов сказать «НЕТ».

Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться. (слайд № 15)

3 конкурс

Ролевая игра:

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

Учитель: (чтение стихотворения) (слайд 16)

Вредным привычкам – нет!
Скажи всем друзьям.
Вредным привычкам – нет!
Скажи себе сам.
Вредные привычки – плохо!
Знай всегда.
Вредные привычки – смерть!
Убьёшь себя.

Многие люди, живущие на планете мечтают быть здоровыми и прожить долгую жизнь.

А сейчас я предлагаю вам «9 заповедей здоровья» (слайд 17)

  • четкий режим дня;
  • свежий воздух;
  • больше смеха;
  • физическая активность;
  • правильное питание;
  • не пить, не курить;
  • личная гигиена;
  • любовь к себе и другим;
  • занятия по душе.

Но некоторые, жители планеты Земля имеют вредные привычки и ни хотят от них избавляться. Если Вы захотите присоединиться к ним, или уже присоединились, то послушайте « Разрешалки» от вредной привычки и тогда может быть ваше мнение изменится.

Разрешалки от вредной привычки: (слайд 18)

Употреблять наркотические и токсические средства, алкоголь, курить - можно:

  • Если ты хочешь прожить короткую жизнь;
  • Если хочешь отставать в учебе;
  • Если хочешь подхватить ВИЧ – инфекцию;
  • Если мечтаешь оставить после себя больное потомство;
  • Если ты хочешь, чтобы твои дети родились уродами;
  • Если ты хочешь, чтобы от тебя отказались родные и близкие;
  • Если ты хочешь, чтобы у тебя была нарушена ориентация в пространстве;
  • Если ты хочешь пронизывающую дрожь и ослабевшее тело;
  • Если ты хочешь иметь лицо « застывшей маски»;
  • Если ты хочешь, чтобы тебя мучили «ломки».

Начать легко. Бросить – не тут-то было.

Подумай над этим!

Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки
Они ведь вредны для земли
В употреблении людьми.
Они мешают людям жить,
Так, что хочется аж выть.
Сигареты, водка – ни к чему
Ты задай себе вопрос «А зачем и почему?»
А наркотики сейчас
Устрашают просто нас.
Ах, эти вредные привычки,
Не вступайте с ними в стычки.

IV . Итог урока:

Что полезного и интересного вы узнали на занятии?

Какой можно сделать вывод? (слайд 19)

  • Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя: свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек!
    Наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества”!

Учащимся класса раздаются памятки « Разрешалки от вредной привычки».

ПРЕДУПРЕЖДЕН! ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!(слайд 20)

Ребята, вначале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).

V . Домашнее задание: Сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».

Светлана Челнынцева
Конспект беседы в подготовительной группе «Полезные и вредные привычки»

Цели : - учить детей отличать вредные и полезные привычки ;

Формировать сознательный отказ от вредных привычек ;

Развивать творческие способности, воображение;

Воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности;

Воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам , большое желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование : зеленые и красные карточки у детей, иллюстрации, картинки.

Организация детей : сидят на ковре полукругом.

Ход беседы.

Здравствуйте, дети!

Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, радостными и здоровыми. Надеюсь, у вас отличное настроение. (Психологический настрой) . Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.

Про девочку, которая сосёт палец.

Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы - не конфетки.

Эдуард Успенский

Дети, с этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. Так, это - привычки .

Воспитатель : Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать , а кто-то - поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка . Сегодня мы с вами поговорим о привычках .

Что такое привычка ?

Дети : Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка - это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

Ребята перечислите привычки , которые есть у вас или какие вы знаете?

Дети : Приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать.

Дети, а какие бывают привычки ?

Дети : полезные и вредные .

Что такое полезная привычка ?

Дети : Она приносит пользу.

- Полезные , хорошие привычки делают человека более сво­бодным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и об­легчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают ? Что это за привычки ?

Дети : Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, со­блюдать режим дня, соблюдать чистоту и порядок дома.

А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, акку­ратно вешаем в шкаф.

Кстати, привычка ценить время , и свое, и своих родных и друзей, - замечательная привычка . Недаром говорят : «Точ­ность - вежливость королей» . Значит, невежливо опазды­вать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортив­ную секцию.

О каких еще хороших привычках мы забыли ? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды - это хорошие привычки .

Полезная привычка - соблюдение правил личной гиги­ены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно приче­санным - замечательная привычка .

Но существуют, к сожалению, и вредные привычки .

Что такое вредная привычка ? По­говорим о них.

Дети : Это привычка , которая приносит вред .

- Вредные привычки плохо влияют на орга­низм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки .

Дети : Это несоблюдение режи­ма дня, малая подвижность, курение и другие плохие при­вычки.

Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно плохо. А почему?

Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потра­тите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место - полезная привычка !

Сейчас мы поиграем в игру «Полезно - вредно » . Я буду называть привычки , а вы, если это полезная привычка – показываете зелёную карточку, красную карточку, если вредная .

Грызть ногти;

Соблюдать режим дня;

Долго смотреть телевизор;

Правильно питаться

Говорить неправду.

Общаться с людьми;

Чистить зубы.

Кричать

Убирать за собой игрушки.

Делать зарядку.

Есть много сладостей.

Грызть ногти.

Обзывать детей.

Говорить правду.

Неряшливо одеваться.

Пользоваться носовым платком.

Обманывать.

Кушать молча.

Здороваться.

Дети, какую пользу приносят полезные привычки ?

Дети : Они делают человека собранным, здоровым, аккуратным. А вредные привычки ? Они делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д.

Послушайте поговорки о привычках :

За худую привычку и умного дураком обзывают.

Побороть дурные привычки легче сегодня , чем завтра.

Наилучший наставник во всем - привычка .

Есть еще вредные , опасные для жизни привычки , это курение, алкоголь, наркомания. Эти привычки разрушают здоровье людей. При курении легкие чернеют; появляются кашель, одышка, бронхит. Алкоголь притупляет способность ясно мыслить, нарушает координацию движений, затрудняет речь.

Каждый твердо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго- долго будут жить.

И запомни : ведь здоровье

В магазине не купить!

Подведение итога занятия.

Дети, что мы сегодня делали?

В какую игру играли?

Какие выводы вы для себя сделали?

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и рус­ским народом. Например, такие : «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь» .

Давайте нашу беседу закончим мы такими словами : Если у нас есть здоровье – то будет все. Берегите его с детства! У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные . Редко встретишь человека, у которого только хорошие по­лезные привычки . Но с вредными привычками надо бороться , а сила воли поможет их победить. На этом наша беседа подошло к концу .

Список использованной литературы

1. Ким В. В. из опыта работы с трудными подростками; Классный руководитель. 1998. № 4.

2. Легальные и нелегальные наркотики; под редакцией В. А. Ананьева. СПб., 1996.

3. Семейное воспитание : Краткий словарь; Сост. И. В. Гребенников и Л. В. Ковинько. М., 1990.

4. Успенская И. А. Родительское собрание. Подростки и наркотики в современном мире; Классный руководитель. 1998. № 4

5. Щуркова Н. Е. Взгляд со стороны : путь от алкоголизма; Классный руководитель. 2000. № 1.

ГБОУ СО «Школа- интернат г.Пугачёва»

Беседа "Скажи, НЕТ вредным привычкам"

Воспитатель

Урлапова О.В.

Задачи:

    сформировать знания о вредном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека;

    пропаганда здорового образа жизни;

    подвести учащихся к выработке нравственной позиции по отношению к вредным привычкам;

    обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

    вовлечь учащихся в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.

Ход беседы

Мы все знаем, что алкоголь, курение – это вредные привычки. Однако мы забываем об этом, приобретем их сами.

Самой распространенной и чрезвычайно опасной привычкой каждого пятого жителя планеты является табакокурение. Многие курильщики рассматривают свое пристрастие к табаку как «маленькую слабость». Однако они глубоко ошибаются, поскольку курение подрывает здоровье человека, снижает его работоспособность, является причиной многих болезней, ускоряет увядание организма, приближает старость и смерть. Курильщики быстро утомляются, раздражаются, у них нарушен сон,они в два раза чаще попадают в автомобильные аварии, чем некурящие.

В средние века во многих странах употреблять табак (курить, нюхать, жевать) запрещалось законом. За употребление табака в Турции была введена смертная казнь. В Персии курильщикам вырывали ноздри. В Англии любителей Табака водили по улицам с веревкой на шее, а самым злостным отрубали голову и выставляли ее на показ с курительной трубкой во рту. В России борьбу с курением начал царь Михаил Федорович Романов. В 1649 году он издал указ о запрете курения. Нарушителей этого указа шестьюдесятью ударами палок по стопам ног, а если это не помогало, курильщику отрезали нос и уши. Несмотря на преследования и суровые наказания, вредная привычка использовать табак быстро и широко распространялась по всему миру. В конце XX столетия Европа отметила своеобразный «юбилей» - 500 лет с начала использования табака. За это время табакокурение стало самой опасной и вредной привычкой человека. Примерно 50% современных европейцев регулярно курят. Широкое распространение табакокурение получило в России. Наша страна считается самой «курящей» в мире. Заядлыми курильщиками являются 75% мужчин, 27% женщин, 42% школьников.

Еще одна не менее опасная вредная привычка это алкоголизм.

Слово «Алкоголь» в переводе с арабского означает «одурманивающий».

История изготовления хмельных напитков уходит вглубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до нашей эры. Вино считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции является Дионис, сын Зевса. С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира. Первые сведения об употреблении алкоголя на Руси датируются XI веком нашей эры. Указы этого времени запрещали «гнусное пьянство». Основными хмельными напитками русичей были медовуха, брага, пиво. Их крепость составляла 10 градусов. На Руси пили очень мало. Спиртные напитки подавали к столу только по большим праздникам в ограниченном количестве. В будние дни хмельное не употребляли, а пьянство считалось грехом и позором.

Вредные привычки серьезно подрывают здоровье человека.

Когда человек курит, то в его организм попадает более 400 вредных веществ, а самое вредное из них – это яд никотин. Если к клюву птицы поднести палочку, всего лишь смоченную никотином, то она умрет. Собака может умереть от половины капли никотина. Для человека составляют опасность 2-3 капли никотина, столько содержится в 20 сигаретах. Если человек за раз выкурит столько, то может даже расплатиться жизнью.

Вы, наверное, уже знаете, что курение сокращает жизнь. Если человек курит в день 1-9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-5 лет, если 10-19, то на 5-6 лет. Курение является причиной многих заболеваний. Одно из них – рак легких - это очень тяжелая болезнь.

Сейчас нередко курят не только взрослые, но и дети. Курение сильно сказывается на сердце, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, невнимательности, плохому сну, неуспеваемости в школе.

Также курение сказывается на росте. Рост замедляется, ребенок растет хилым, слабым, вялым. Постоянное курение вызывает привычку, т.е. человеку уже трудно бросить курить.

К вредным привычкам, кроме курения, относится еще более губительная - употребление спиртных напитков.

Алкоголь относится к наркотическим веществам, поскольку его употребление приводит к привыканию организма, болезненному пристрастию, наркотической зависимости, развитию различных заболеваний, сокращает жизнь на 10-12 лет.. Алкоголь является ядом для всех органов нашего организма. Наибольший вред алкоголь оказывает центральной нервной системе, угнетая деятельность головного мозга. Человек может быть хорошо воспитанным, и скромным, даже застенчивым, а в состоянии опьянения он совершает «дикие» поступки. Он теряет бдительность, перестает быть осторожным может выболтать любую тайну. Существует даже такая пословица: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Вам было дано задание найти пословицы и поговорки о вредных привычках. Давайте их прочитаем (ребята читают пословицы и поговорки, объясняют их значение) Например:

1-ая пословица : «С хмелем познаться – с честью расстаться»
- Как вы понимаете эту пословицу? (Пьянство заглушает рассудок, совесть; пьяный легко может обмануть, не сдержать слово)

2-ая пословица : «Пить до дна – не видать добра»
- О чем эта пословица? (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение, окружающих, любовь близких)

А теперь давайте посмотрим, как ребята отобразили понравившееся пословицы в рисунках. (Учитель с помощью сканера выводит на экран рисунки учащихся, ребята комментируют их)

На экране появляется ряд фотографии сделанных в общественных местах, с информацией о запрете курения и распития спиртных напитков.

Ребята, вам знакомы эти фотографии? Где вы их могли видеть?

Правильно, эти фотографии сделаны в кинотеатре, в библиотеке, в магазине, в транспорте, в больнице…. Одним словом, в общественных местах.
А почему нельзя курить в общественных местах? (Потому что люди, которые находятся в одном помещении с курящим, дышат дымом)

Да, в самом деле это приносит большой вред окружающим. При курении в организм человека попадает ¼ часть от всех ядовитых веществ. Половина же вместе с выдыхаемым дымом поступают в воздух. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие «курят». Следовательно, они получают такой же вред от табачного дыма, как и курящие.

Мы выяснили, что вредные привычки вредят здоровью человека. И все же очень многие наши знакомые, родственники курят и употребляют спиртные напитки. Почему же они это делают? Когда-то они попробовали в первый раз закурить, а за первым – второй, третий и так у них сформировалась привычка. Отсюда следует, если в первый раз не откажешься, потом это сделать труднее, почти не возможно. Если вам предлагают спиртное или сигарету, то ваш ответ должен быть «Нет!». Сейчас мы потренируемся, как нужно правильно отказываться от таких предложений.

А в завершении нашего урока мы соберем с вами «Дерево здоровья».

У меня на столе лежат разноцветные листочки, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, есть много сладкого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, курить, умываться, чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, читать книги, помогать маме)

Каждый из вас выбирает на моем столе понравившийся листочек и, прочитав, решает, прикреплять ли его к «Дереву здоровья» или же выбросить в корзину.

Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют листочки на изображение дерева. Можно предложить детям прокомментировать свои действия.

Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, крепкое, здоровое дерево. Пусть оно остается у вас в группе и радует вас каждый день! Будьте Здоровы!